| 
 
    
     |   |   | Большая Советская Энциклопедия (цитаты) |   |   |  
     |  | 
  
| Санскритская литература |  | Санскритская литература (далее С)  литературная общность на классическом санскрите. На протяжении 1-го тысячелетия С являлась ведущей в Индии. Нередко С понималась расширительно, с включением в нее памятников на ведическом и эпическом санскрите, а также на пракритах. Ее значение падает со становлением национальных литератур и новых межнациональных литературных общностей. 
 Представляя собой совокупный литературный опыт народов Индии, С впитала их фольклорные и литературные традиции. Наиболее ранние ее представители — поэт и драматург Ашвагхоша (2 в.) и драматург Бхаса (около 4 в.). Середина и конец 1-го тысячелетия дали немало памятников, имеющих мировое значение: драмы  Бхавабхути, Шудраки, Вишакхадатты, лирику Амару, Бхартрихари, прозу Васубандху, Баны, Дандина, обретшие литературную форму фольклорные памятники "Брихаткатха", "Панчатантра", "Веталапан-чавиншати", "Шукасаптати" и др., сатирические фарсы и т.п. С не только отразила всю противоречивость социального и культурного развития народов Индии в древности и раннем средневековье, но наряду с аристократическими тенденциями развила демократические тенденции, связанные с прогрессивными течениями общественной мысли. В рамках С получила развитие теория литературы и эстетика (Бхамаха, Анандавардхана, Абхинавагупта и др.).
 
 В мировом историко-литературном процессе С принадлежит важное место. Народные книги "Панчатантра", "25 рассказов Веталы", "32 рассказа царского трона", "70 рассказов попугая" были восприняты и переработаны в литературах различных народов, в том числе и европейских (Ж. Лафонтен, И. В. Гете и др.). В середине 17 в. на нидерландском языке кальвинистским миссионером А. Рогером были опубликованы переводы стихов Бхартрихари и его краткая биография. Значительное внимание С уделяли И. Гердер и Г. Форстер, И. В. Гете, высоко оценившие ее памятники, впервые становившиеся доступными европейскому читателю. Большой вклад в популяризацию и научную интерпретацию С внесен Ф. Шлегелем, А. Шлегелем, Ф. Рюккертом ( и другими представителями романтической школы. Немалое значение для формирования взглядов на С оказали воззрения Г. В. Гегеля, Ф. В. Шеллинга, А. Шопенгауэра. Расширение знаний об истории Индии дало возможность уже А. Веберу ( подойти более исторично к пониманию С, что получило развитие в трудах А. Макдонелла, Р. Фрейзера, А. Б. Кизса (Великобритания), М. Винтерница, И. Хертеля ( Г. Глазенаппа (ФРГ) и др. Борьба за национальную независимость и формирование национального самосознания народов Индии стимулировали работу  ученых в области исследования С (Р. Г. Бхандаркар, С. Н. Дасгупта, С. К. Де, Д. Д. Косамби, В. Рагхаван и др.). Большой вклад в изучение С внесен русской дореволюционной и советской индологией.
 
 Лит.:  И. Д., Очерки древнеиндийской литературы, М., 1971: Windisch Е., Geschichte der Sanskrit — Philologie und Indischen Alterthumskunde, Bd 1—3, Lpz., 1917—21; Warder A. ., Indian Kavya literature, v. 1, Deli, 1972.
 
 И. Д.
 
 |  
 Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
 
 
 |   |  
     |  |  |  |  
 
    
     |   |   | Новости 31.10.2025 13:57:35 |   |   |  
     |  |  |   |  
     |  |  |  |  
 |