|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Санкция | Санкция (далее С) (от лат. sanctio — строжайшее постановление) в праве, 1) государственно-предохранительная мера, применяемая к правонарушителю и влекущая для него определенные неблагоприятные последствия. Советское государство, устанавливая в законе и применяя С, воспитывает у членов общества сознание необходимости соблюдения правовых предписаний, побуждает их к определенному поведению, охраняет правопорядок и обеспечивает тем самым соответствующее развитие общественных отношений. В зависимости от характера мер воздействия на правонарушителя и применяющих их органов С делятся на: уголовно-правовые, применяемые только судом (например, лишение свободы, ссылка, высылка, исправительные работы); административно-правовые, применяемые милицией, органами народного контроля, государственными инспекциями (например, штраф, административный арест); дисциплинарно-правовые, применяемые администрацией и должностными лицами в отношении подчиненных по службе (например, замечание, выговор, смещение на низшую должность, увольнение); имущественные, применяемые судом, арбитражем (например, возмещение нарушителем потерпевшему лицу ущерба или взыскание в его пользу имущества, признание сделки недействительной и обращение полученной выгоды в доход государства, уплата неустойки). Имущественная С может быть назначена как самостоятельная мера наказания или в сочетании с какой-либо другой С 2) Структурная часть правовой нормы, содержащая указание на возможные меры государственного воздействия на нарушителя данной нормы. Это — юридическая гарантия достижения целей правового регулирования, предотвращения и искоренения правонарушений.
Для советского права характерна тенденция к установлению определенных (т. е. точно указывающих характер и объем меры воздействия на правонарушителя) или относительно-определенных С (т. е. указывающих характер, минимальный и максимальный объем меры воздействия). Неопределенных С, т. е. предоставляющих должностным лицам возможность по своему усмотрению избирать меру воздействия и произвольно определять ее объем, советское право (в отличие от буржуазного права) не знает. 3) Акт прокурора, разрешающий принудительные меры в отношении лица, подозреваемого в преступлении (например, заключение под стражу, залог, обыск, выемку почтово-телеграфной корреспонденции).
Л. Ф. Щебанов.
4) В международном праве — меры воздействия, применяемые к государству в случаях нарушения им своих международных обязательств или норм международного права (см. Деликт). Одним из основных начал современного международного права является принцип ответственности государства, согласно которому государство обязано исправить ущерб, причиненный его противоправными действиями; за эти действия к нему могут быть применены соответствующие С Юридические последствия, которые наступают в случае совершения государством преступления и простого международного правонарушения, неодинаковы. При правонарушении, наносящем ущерб какому-либо государству (или группе государств), государство-правонарушитель обязано восстановить нарушенные права или предоставить соответствующее удовлетворение. При причинении материального ущерба восстановление нарушенных прав осуществляется главным образом в форме репарации или реституции.
В случае международных преступлений, представляющих посягательство на коренные основы международного общения и наносящих ущерб всему международному сообществу государств, к государству-правонарушителю должны быть сразу применены С, которые могут включать в качестве самой крайней меры военное принуждение (так называемые принудительные меры по Уставу ООН). Такие меры применяются только по решению Совета Безопасности ООН в случаях угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии. Принудительные меры по Уставу ООН — это прежде всего политические меры, которые Совет Безопасности может применить по своему усмотрению для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Они приобретают характер С только в том случае, если Совет Безопасности определит наличие акта агрессии или специально укажет, какая сторона виновна в нарушении мира или угрозе миру.
Наряду с принудительными мерами, Устав ООН содержит ряд постановлений, которые следует рассматривать в качестве С (о приостановлении прав и привилегий государств — членов ООН в случае применения против них превентивных или других принудительных мер; об исключении государства из членов ООН в случае систематического нарушения принципов Устава и др.).
В. И. Менжинский.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 22.12.2024 23:40:35
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|