|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Санкхья | Санкхья (далее С) (санскр., буквально — число, перечисление, расчет), одна из шести древнеиндийских ортодоксальных (брахманских) философских школ, признающих авторитет Вед. Вместе с тем С основана не на тексте Вед непосредственно, а на независимом опыте и размышлении. В этом она объединяется с ньяей, вайшешикой и йогой и противостоит веданте и мимансе. Основателем С по традиции считается Капила (7 в. до н. э.); сочинения его и его учеников до нас не дошли. Сохранившиеся источники С относятся к 1-му тыс. н. э.; древнейший из них — "С-карика" Ишваракришны, из других текстов наиболее авторитетны "С-карика-бхашья" Гаудапады, "Таттвакаумуди" Вачаспати и "С-сара" Виджнянабхикшу. Исходный пункт метафизики С — учение о наличии следствия в причине; следствие и причина понимаются как два состояния (выявленное и невыявленное) одной и той же субстанции. Это приводит С к поиску первопричины, не связанной непременно с богом-демиургом, и к теории эволюции-инволюции в объяснении мира. Философия С в целом носит дуалистический характер. С признает две изначальные реальности — пракрити (материальная первопричина) и пуруша ("я", дух, сознание). Пракрити вечна, вездесуща, независима, активна, но лишена сознания; она — единство противоположностей, основа существования любых объектов; состоит из трех гун (субстанций-сил), находящихся в равновесии. Пуруша пассивен, но обладает сознанием. При соприкосновении пуруши с пракрити исконное равновесие гун нарушается; в недрах пракрити начинается волнение, гуны дифференцируются с тем, чтобы, соединяясь в разных комбинациях и пропорциях, образовать весь мир объектов. Первый продукт эволюции — махат, "великое единство", основа всего материального, он же — буддхи, тонкая субстанция всех умственных процессов, интеллект, сознающий различие объекта и субъекта. Из махата возникает второй продукт эволюции — аханкара ("мое", "я"), принцип индивидуального, самосознающего. В зависимости от преобладания той или иной гуны из аханкары возникают 5 органов восприятия, 5 органов действия, манас (ум как орган познания и действия), 5 тонких элементов (потенции звука, осязания, цвета, вкуса и запаха), из которых, в свою очередь, возникают 5 материальных элементов — акаша (эфир), воздух, огонь, вода, земля.
Близко буддизму учение о страдании как сущности всякого телесного бытия и об освобождении от страдания путем возврата к собственному "я" через познание различий между "я" и "не-я" (тело, чувства, ум), между пурушей (познающим) и пракрити (познаваемым); разъединение их приводит к прекращению эволюции (свертыванию, инволюции), к выходу из круговорота рождений и смертей (сансара). С оказала влияние на другие системы мысли и явилась философской основой йоги.
Источн.: Лунный вет санкхья — истины, пер. с санскр., М., 1900; Samkhya-pravacana-bhasya, ed. R. (Mass.), 1895.
Garbe, Camb.
Лит.: Чаттерджи С, Датта Д., Древняя философия, пер. с англ., М., 1954; Радхакришнан С, философия, пер. с англ., т. 2, М., 1957; Garbe R., Die Samkhya-Philosophie, 2 Aufl., Lpz., 1917; Keith A. ., The Samkhya System, Calc., 1918; Dasgupta ., A history of Indian philosophy, v. 1, Camb., 1922; Johnston Е. ., Early Samkhya, L., 1937; Frauwallneг Е., Zur Erkenntnislehre des klassischen Samkhya-Systems, "Wiener Zeitschrift für die Kunde üd-Ostasiens", 1958, Bd 2; Buitenen J. A. ., Studies in Samkhya, —, "Journal of American Oriental society", 1956—57, v. 76—77.
В. Н. Топоров.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 22.12.2024 06:02:20
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|