Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Балтийский флот

Балтийский флот (далее Б) высшее оперативное объединение, часть ВМФ СССР. Был создан в ходе Северной войны 1700—21 по замыслу и под руководством Петра . Первые боевые корабли для Б строились в 1702—03 в устье р. Сясь на Ладожском озере и на р. Свирь. В октябре 1702 гребная флотилия участвовала во взятии крепости Нотебург (позднее Шлиссельбург, ныне Петрокрепость). Первой эскадрой Б командовал вице-адмирал К. Крюйс, а всем Б в 1723—26 генерал-адмирал Ф. М. Апраксин. В 1703 была заложена база Б — Кроншлот (позднее Кронштадт). С 1704 началось строительство Адмиралтейской верфи в Петербурге, ставшей центром кораблестроения в России. Первыми русскими кораблестроителями были мастера Ф. М. Скляев, Г. Меншиков, И. Рамберг. Подготовка офицерских кадров для Б была организована в 1701 в Москве в Навигацкой школе (перенесена в 1715 в Петербург под наименованием Академии морской гвардии, с 1752 — Морской кадетский корпус). В 1724 Б имел 141 парусный боевой корабль и несколько сот гребных судов. Во время Северной войны при содействии Б были взяты Выборг, Ревель ( Рига, Моонзундские острова, Гельсингфорс и Або. На море Б одержал победы при Гангуте (1714), Эзеле (1719) и Гренгаме (1720). Флот подходил к берегам Швеции, высаживал десанты, уничтожал гарнизоны крепостей. В результате Северной войны Россия стала крупной морской державой.

  В Семилетнюю войну 1756—63 эскадра Б содействовала армии в ее операциях в Померании, при взятии Мемеля (1757) и Кольберга (1761), осуществляла блокаду пролива Зунд для недопущения английского флота в Балтику. Напряженная международная обстановка в Европе во 2-й половине 18 в. потребовала значительного увеличения Б В 1775—1800 было построено 50 линнейых кораблей, 31 фрегат, 168 бомбардирских и вспомогательных, 362 гребных судна.

  В русско-турецких войнах 2-й половины 18 — начала 19 вв. Б решал важные стратегические задачи. Эскадры Б неоднократно совершали походы в Средиземное море (см. Архипелагские экспедиции русского флота) для отвлечения сил противника с Придунайского и Черноморского театров, для военных действий и содействия грекам и сербам в их освободительной борьбе. Турецкий флот был разгромлен кораблями Б в Чесменском бою 1770, Дарданелльском сражении 1807, Афонском сражении 1807 и Наваринском сражении 1827. Во время русско-шведских войн 18 в. Б активно оборонял побережье Балтики и сорвал попытки шведов захватить Кронштадт и Петербург, разгромив шведский флот при Гогланде (1788), Роченсальме (1789), Ревеле и Выборге (1790).

  Экономическая отсталость России и частые войны не позволили ей ко времени Крымской войны 1853—56 создать паровой флот. Б к началу войны имел лишь 11 пароходов-фрегатов против 42 колесных и винтовых английских и французских боевых кораблей. Однако Б героически защищал побережье и не допустил захвата Гангута, Свеаборга и Петербурга. Во время войны на Балтике были впервые применены мины заграждения, изобретенные русским ученым Б. С. Якоби. С 1861 началось строительство парового броненосного флота (канонерская лодка "Опыт"), а в 1869 был заложен первый в мире башенный мореходный броненосец "Петр Великий". К концу 19 в. Б имел в своем составе свыше 250 современных кораблей всех классов. Первой броненосной эскадрой Б командовал выдающийся ученый и флотоводец адмирал Г. И. Бутаков. Была изменена организация Б: в 1860 военные порты разделены на главные (Кронштадт, Петербург) и 2-го разряда (Ревель, Свеаборг); в 1891 экипаж Б разделен на 2 дивизии. Вскоре введена должность главного командира флота и портов и начальника морской обороны Балтийского моря, с середины 1908 — начальник морских сил Балтийского моря, а с 1909 — начальник действующего флота Балтийского моря.

  Важное место в истории Б занимают экспедиции, научные открытия и изобретения. Большой вклад в мировую географическую науку внесли экспедиции И. Ф. Крузенштерна, Ю. Ф. Лисянского, Ф. Ф. Беллинсгаузена, М. П. Лазарева, О. Е. Коцебу, Ф. П. Литке, Г. И. Невельского и др. На Б начали свою деятельность ученые и кораблестроители адмирал А. А. Попов, адмирал С. О. Макаров, судостроители П. А. Титов, академик А. Н. Крылов, создатель одного из первых в мире самолетов А. Ф. Можайский, изобретатель радио А. С. Попов, создатели подводных лодок С. К. Джевецкий, И. Г. Бубнов, Н. Н. Беклемишев и первого в мире подводного минного заградителя М. П. Налетов.

  В 19 в. на Б зарождается революционное движение. В восстании декабристов участвовал гвардейский экипаж. В 1902—03 под влиянием ленинской "Искры" на Б появляются первые социал-демократические кружки. Балтийцы активно участвовали в Революции 1905—07 (восстания в Либаве, Свеаборге, Кронштадте, Ревеле, Риге, Гельсингфорсе).

  Во время русско-японской войны 1904—05 для усиления флота на Дальнем Востоке из разнотипных, частью новых, не освоенных еще, а частью уже устаревших кораблей Б была наспех сформирована 2-я Тихоокеанская, а затем и 3-я Тихоокеанская эскадры, которые совершили беспримерный в истории войн переход броненосных кораблей из Балтийского моря в Японское в очень сложных условиях, но были разгромлены в Цусимском сражении 1905. С 1909 началось восстановление Б К началу 1-й мировой войны 1914—18 Б имел 4 линкора, 6 броненосных и 4 легких крейсера, 13 эсминцев, 50 миноносцев, 6 минных заградителей, 13 подводных лодок, 6 канонерских лодок и др. Во время войны Б пополнился 4 новыми линкорами, а также эсминцами и подводными лодками. Б ф. систематически проводил активные миннозаградительные операции у берегов противника и на его морских коммуникациях. Б проявил высокое искусство в создании минно-артиллерийских позиций и не допустил прорыва немецкого флота в Финский залив. Противник потерял 53 боевых и 49 вспомогательных кораблей, Б потерял 36 боевых кораблей. В 1914—17 Б командовали адмирал Н. О. Эссен (с 1909), вице-адмирал В. А. Канин, вице-адмирал А. И. Непенин, вице-адмирал А. С. Максимов, контр-адмирал Д. Н. Вердеревский, контр-адмирал А. В. Развозов.

  В 1915 в Кронштадте был создан центр большевистской организации Б — Главный судовой комитет РСДРП(б) во главе с И. Д. Сладковым, Т. И. Ульянцевым, Н. А. Ховриным. Во время февральской революции 1917 балтийцы перешли на сторону восставшего народа. Б находился под сильным влиянием большевиков (к лету 1917 их было на Б свыше 12 тыс. чел.). 30 апреля был создан Центральный комитет БЦентробалт. В сентябре—октябре Б героически сражался с немецким флотом в Моонзундской операции 1917, защищая подступы к революционному Петрограду. Балтийцы вместе с рабочими-красногвардейцами Петрограда составили решающую ударную силу Октябрьского вооруженного восстания. После победы Октябрьской революции балтийцы активно участвовали в Гражданской войне, они составили боевое ядро советских военно-морских сил на различных морских и речных театрах. До 20 тыс. балтийцев сражалось на сухопутных фронтах. В феврале—мае 1918 главные силы Б совершили героический Ледовый поход Балтийского флота 1918 из Ревеля в Гельсингфорс, а затем в Кронштадт, чтобы спасти Б от захвата немцами. Б (командующий А. П. Зеленой, член РВС А. В. Баранов, В. И. Зоф, Ф. С. Аверичкин) активно участвовал в обороне Петрограда в 1919, потопив 18 и повредив 16 кораблей английских интервентов.

  В 1920 Совет труда и обороны принял решение об укреплении Б, на флот было возвращено свыше 700 коммунистов — старых моряков. В 1928 Б был награжден орденом Красного Знамени. В течение предвоенных пятилеток Б пополнился десятками новейших кораблей, самолетами морской авиации, дальнобойными орудиями береговой обороны. В 30-х гг. он явился базой создания Северного и Тихоокеанского флотов. Во время советско-финляндской войны 1939—40 Б оказывал содействие войскам Ленинградского фронта в наступлении на Карельском перешейке и занял острова Гогланд, Лавенсари, Сескар. В 1922—41 Б командовали: М. Б. Викторов, И. К. Кожанов, А. К. Векман, Л. М. Галлер, А. К. Сивков, И.С.Исаков, Г. И. Левченко, В. Ф. Трибуц.

  К началу Великой Отечественной войны 1941—45 Б имел 2 линкора, 2 крейсера, 2 лидера эсминцев, 19 эсминцев, 65 подводных лодок, 48 торпедных катеров и другие корабли, 656 самолетов. Во время войны Б (командующий вице-адмирал Трибуц) во взаимодействии с армией в 1941 оборонял Ханко, и Моонзундские острова, в 1941—43 активно участвовал в героической обороне Ленинграда, а в 1944—45 в разгроме немецко-фашистских войск под Ленинградом, в Прибалтике, в Восточной Пруссии и Восточной Померании. Десятки тысяч моряков Б сражались на сухопутном фронте в морских бригадах. За время войны авиация, подводные и надводные корабли и береговая артиллерия Б уничтожили 581 боевой и вспомогательный корабль, 624 транспорта тоннажем (брутто) около 1,6 млн. т. Свыше 100 тыс. балтийцев были награждены орденами и медалями, 137 чел. удостоены звания Героя Советского Союза.

  17 мая 1954 Кронштадтская военно-морская крепость была награждена орденом Красного Знамени, 7 мая 1965 Краснознаменный Б был вторично награжден орденом Красного Знамени. После войны Б командовали адмиралы Г. И. Левченко, В. А. Андреев, А. Г. Головко, Ф. В. Зозуля, Н. М. Харламов, В. А. Касатонов, А. Е. Орел, В. В. Михайлин (с 1965).

  В настоящее время Б в результате новых достижений в технике и вооружении состоит из современных боевых кораблей. Подводные и надводные корабли, авиация и береговые ракетные части Б бдительно защищают морские рубежи Советской Родины и вместе с другими флотами обеспечивают ее государственные интересы на морях и океанах.

  Лит.: Веселаго Ф. Ф., Краткая история русского флота, М. — Л., 1939; Флот в первой мировой войне, т. 1, М., 1964; Ачкасов В. И., Вайнер Б. А., Краснознаменный Б в Великой Отечественной войне, М., 1957; Б. Исторический очерк, М., 1960; Боевой путь Советского Военно-Морского Флота, 2 изд., М., 1967.

  Ю. А. Пантелеев.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 25.12.2024 10:57:14