| 
 
    
     |   |   | Большая Советская Энциклопедия (цитаты) |   |   |  
     |  | 
  
| Автомобильная дорога |  | Автомобильная дорога (далее А) комплекс сооружений для безопасного и удобного движения автомобилей с расчетными скоростями и нагрузками. Начавшееся в конце 19 в. развитие автомобильного транспорта потребовало создания удобных путей для движения автомобилей; пока скорости их движения были невелики, ограничивались приспособлением гужевых дорог, проводя мероприятия по борьбе с пылью и предохранению дорожного покрытия от быстрого разрушения. С ростом интенсивности движения, повышением скоростей и нагрузок стали производить более капитальные переустройства гужевых дорог, расширяя проезжие части, устраняя крутые подъемы и спуски, увеличивая радиусы закругления, применяя беспыльные и прочные дорожные покрытия и т. п. После 1-й мировой войны во всех странах стали строить только А, специально рассчитанные и спроектированные для движения автомобилей (носящие название во  autoroute, в Англии motorway, в Италии autostrada, в США highway и т. п.). 
 В зависимости от назначения в общей транспортной сети СССР и от расчетной интенсивности движения (предполагаемое через 20 лет число автомобилей в среднем за год, которые будут проходить за сутки по дороге в обоих направлениях) А разделяют на 5 технических категорий. Чем выше расчетная интенсивность движения, тем выше категория дороги и ее технические характеристики, в первую очередь расчетная скорость движения (для 1-й категории 150 км/ч, для 5-й категории 30 км/ч). Расчетная скорость — наибольшая по условиям безопасности движения скорость одиночного легкового автомобиля.
 
 Техническая классификация А СССР приведена в табл. 1.
 
 
  Табл. 1. — Техническая классификация автомобильных дорог СССР<
 
  
    | Показатели
 
 | Технические категории автомобильных дорог
 
 |   | 
 
 | 1-я
 
 | 2-я
 
 | 3-я
 
 | 4-я
 
 | 5-я
 
 |   | Перспективная среднесуточная интенсивность движения автомобилей в обоих направлениях
 
 | 
 Более
 
 6000
 
 | 
 6000—
 
 3000
 
 | 
 3000—
 
 1000
 
 | 
 1000—
 
 200
 
 | 
 Менее
 
 200
 
 |   | Расчетная скорость движения, км/ч
 
 | 150
 
 | 120
 
 | 100
 
 | 80
 
 | 60
 
 |   | Ширина проезжей части, м
 
 | 2х7,5
 
 и более
 
 | 7,5
 
 | 7
 
 | 6
 
 | 4,5
 
 |   | Ширина полосы движения, м
 
 | 3,75
 
 | 3,75
 
 | 3,5
 
 | 3,0
 
 | 4,5
 
 |   | Наибольшие продольные уклоны, ‰
 
 | 30
 
 | 40
 
 | 50
 
 | 60
 
 | 70
 
 |   | Наибольший допустимый вес, переда-ваемый колесами одиночной наибо-  лее нагруженной оси автомобиля, кн
 
 | 100
 
 | 100
 
 | 60
 
 | 60
 
 | 60
 
 |   | тс
 
 | 10
 
 | 10
 
 | 6
 
 | 6
 
 | 6
 
 |  
 Основные элементы, определяющие поперечный профиль автомобильной дороги (рис. 1): расстояние а между бровками в, условно называют шириной земляного полотна; проезжая часть б, обочины г для временной остановки автомобилей; резервы д, из которых берут грунт для возведения земляного полотна; обрезы е — части дорожной полосы для размещения пешеходных и велосипедных дорожек, зеленых насаждений, линий связи, линейных зданий, транспортных устройств и т. д. На проезжей части устраивают дорожную одежду. Покрытие ж — верхний слой дорожной одежды, сооружаемый из наиболее прочных дорожно-строительных материалов, воспринимает нагрузку от колес автомобилей. Покрытие должно быть ровным, с шероховатой поверхностью и обеспечивать хорошее сцепление с колесами автомобиля. Основание з — несущий слой дорожной одежды, воспринимающий расчетную нагрузку автомобилей. Дополнительный слой основания и имеет различное назначение (дренирующий, морозоустойчивый и т. п.). Для лучшей видимости границ проезжей части и укрепления краев покрытия устраивают краевые полосы к, отличающиеся от покрытия цветом.
 
 В местах прохода А через водотоки (реки, ручьи и т. п.), ущелья, а также в местах пересечения с другими путями сообщения устраивают искусственные сооружения — мосты, трубы, путепроводы, транспортные развязки и др. (рис. 2).
 
 Бурный рост автомобильного транспорта вызвал увеличение интенсивности движения по А как грузовых, так и легковых автомобилей. Это потребовало специальных мероприятий, обеспечивающих повышение безопасности, регулирование движения и обслуживание проезжающих: вдоль бровок устанавливают или подвешивают над проезжей частью дорожные знаки и указатели, на крутых поворотах устраивают виражи (односкатные уклоны проезжей части к центру кривой), ограждения дороги, производят разметку проезжей части, оборудуют светильниками и т. д.; для обслуживания пассажиров и водителей сооружают автовокзалы, автопавильоны, автозаправочные станции, станции технического обслуживания, мотели, кемпинги и т. п., а для обеспечения грузовых перевозок, кроме того, — грузовые автостанции, склады, оборотные гаражи и т. п.
 
 Одной из важнейших транспортно-эксплуатационных характеристик А является ее пропускная способность (ПС), т. е. максимальное число автомобилей, которое без заторов может пройти через данный участок А в течение определенного промежутка времени (например, за час). Величина ПС в основном зависит от ширины и количества полос движения, радиусов закруглений и продольных уклонов, состава транспортного потока, скорости движения, погоды. Максимальная ПС двухполосной А шириной 7—7,5 м при благоприятных дорожных условиях (сухое покрытие, открытый незастроенный прямолинейный и горизонтальный участок без пересечений в одном уровне и т. д.) составляет около 2 тыс. легковых автомобилей в час или, примерно, 20 тыс. легковых автомобилей в сутки. Наличие грузового движения резко снижает ПС и при 70—80% грузовых автомобилей в транспортном потоке ПС двухполосной А шириной 7—7,5 м составляет 8—9 тыс. автомобилей в сутки. Если фактическая интенсивность движения на А превышает величину ПС, образуются заторы и транспортно-эксплуатационные показатели А резко снижаются.
 
 Строительство А в СССР осуществляют с помощью высокопроизводительных дорожных машин по поточному методу с применением комплексной механизации. При возведении земляного полотна широко используют бульдозеры, скреперы, автогрейдеры и др. Отдельные конструктивные элементы и детали дорожных сооружений изготовляют на специально оборудованных полигонах и заводах. Асфальто- и цементобетонные смеси приготовляют на автоматизированных смесительных установках. Полностью механизировано устройство усовершенствованных дорожных покрытий и оснований для них.
 
 При эксплуатации А бесперебойное движение поддерживает служба ремонта и содержания А, а регулирование и обеспечение безопасности осуществляют Госавтоинспекция.
 
 Основные направления технического прогресса в строительстве А: повышение транспортно-эксплуатационных качеств дорожных покрытий и их сроков службы, внедрение более совершенной технологии строительства и уменьшение зависимости выполнения строительных работ от климатических условий.
 
 Лит.: Строительство автомобильных дорог, под ред. Н. Н. Иванова, т. 1—2, М., 1963—64; Автомобильные дороги, М., 1964.
 
 В. К. Некрасов
 
 
 
 Сеть автомобильных дорог. Повсеместное строительство А было вызвано быстрым ростом автомобильного парка. Если в 1913 длина находившихся в эксплуатации дорог общего пользования составляла не более 25 тыс. км, то сеть А в 1965 насчитывала свыше 18 млн. км (см. табл. 2).
 
 Табл. 2. — Общая протяженность автомобильных дорог земного шара (млн. км) на 1965
 
 
  
    | 
 
 | Общая протяженность А
 
 | В т. ч. с твердым покрытием
 
 | Из них усовершенствованные
 
 | Вся сеть, %
 
 |   | Мир в целом
 
 | 18,3
 
 | 10,9
 
 | 5,0
 
 | 100
 
 |   | Капиталистич. и развивающие-
 
 ся страны
 
 | 15,7
 
 | 9,7
 
 | 4,6
 
 | 85,7
 
 |   | в т. ч. экономически разви-
 
 тые
 
 | 12,2
 
 | 8,8
 
 | 4,3
 
 | 66,6
 
 |   | экономически слабо-
 
 развитые
 
 | 3,5
 
 | 0,9
 
 | 0,3
 
 | 19,1
 
 |   | Социалистич. страны
 
 | 2,6
 
 | 1,1
 
 | 0,3
 
 | 14,3
 
 |   | в т. ч. СССР
 
 | 1,4
 
 | 0,4
 
 | 0,1
 
 | 
 
 |   | другие европ. страны
 
 | 0,7
 
 | 0,5
 
 | 0,2
 
 | 
 
 |  
 Размещение А по частям света в 1965 (без СССР и других социалистических стран) показано в таблице 3.
 
 Табл. 3. — Протяженность сети автомобильных дорог по частям света в капиталистических и развивающихся странах на 1965
 
 
  
   | Части света
 
 | Общая протя-
 
 женность A. д.
 
 | В т.ч с твердым
 
 покрытием
 
 | Из них усовер-
 
 шенствованных
 
 |   | 
 
 | тыс. км
 
 | %
 
 | тыс, км
 
 | %
 
 | тыс. км
 
 | %
 
 |   | Европа
 
 | 3535
 
 | 22,5
 
 | 2630
 
 | 27,1
 
 | 1570
 
 | 33,9
 
 |   | Азия
 
 | 1885
 
 | 12,0
 
 | 1015
 
 | 10,4
 
 | 225
 
 | 4,8
 
 |   | Африка
 
 | 1400
 
 | 8,9
 
 | 315
 
 | 3,2
 
 | 85
 
 | 1,8
 
 |   | Сев. Америка
 
 | 6730
 
 | 42,8
 
 | 5060
 
 | 52,2
 
 | 2500
 
 | 54,0
 
 |   | Лат. Америка
 
 | 1150
 
 | 7,3
 
 | 260
 
 | 2,7
 
 | 90
 
 | 1,9
 
 |   | Австралия и Океания
 
 | 1035
 
 | 6,5
 
 | 430
 
 | 4,4
 
 | 170
 
 | 3,6
 
 |   | Итого
 
 | 15735
 
 | 100
 
 | 9710
 
 | 100
 
 | 4640
 
 | 100
 
 |  
 Густота сети А (1964) составляла в среднем на земном шаре 24 км (на 100 км2 обжитой территории), в том числе в капиталистических и развивающихся странах — 30 км (из них в слаборазвитых странах —9,7 км), в социалистических странах — 11,0 км (в т. ч. в СССР — 9,6 км). Тот же показатель на 10 тыс жителей выглядит так: мир в целом — 56 км; капиталистические и развивающиеся страны — 72 км, в том числе слаборазвитые — 23 км; социалистические страны — 24 км, в том числе СССР — 59 км.
 
 Важнейшие А мира. Западная Европа: Лондон — Париж — Ницца — Рим — Палермо; Лондон — Лозанна — Милан — Бриндизи; Лисабон — Париж — Стокгольм; Лисабон — Берн — Копенгаген — Стокгольм — Хельсинки; Лондон — Вена — Будапешт — Белград — Александруполис — Стамбул; Рим — Берлин — Осло — Стурдаль; Рим — Вена — Варшава; Лондон — Гаага — Берлин — Варшава; (Париж) — Прага — Варшава — (СССР); Триест — Прага — Щецин — Гамбург — Берлин — Прага — Будапешт — Бухарест — Констанца; Берлин — Вроцлав — Краков — Пшемысль — (СССР).
 
 Азия: Базерган (граница с Турцией) — Хой — Тегеран — Мешхед — Герат — Кабул — Пешавар — Исламабад — Дели — Дакка — Кало — Пномпень — Сайгон и Тегеран — Керман — Лахор — Дели (далее через Непал) — Дакка — Рангун— Бангкок — Куала-Лумпур — Сингапур — Джакарта — Денпасар (о. Бали).
 
 Африка: Каир — Александрия — Триполи — Тунис — Алжир — Танжер, Каир — Луксор — Хартум, Алжир — Нигер, Алжир — Конго, Танжер — Дакар.
 
 Северная Америка: Вашингтон — Нью-Йорк — Олбани — Буффало, Чикаго — Омаха — Шайенн — Сан- Чикаго — Сент-Луис — Новый Орлеан (США); Торонто — Монреаль (Канада).
 
 Латинская Америка: Нуэво-Ларедо — Мехико — Гватемала — Сан-Сальвадор — Манагуа — Сан-Хосе, Рио-де-Жанейро — Сан-Паулу — Монтевидео — Буэнос-Айрес — Вальпараисо, Каракас — Богота — Кито — Лима — Ла-Пас — Буэнос-Айрес.
 
 Австралия: Мельбурн — Сидней — Брисбен, Мельбурн — Аделаида — Порт-Огаста, Джералдтон — Перт — Олбани.
 
 Табл.4. — Густота сети автомобильных дорог по частям света (км.)
 
 
  
    | Части света
 
 | На 10 тыс. жит.
 
 | На 100 км2
 
 |   | 
 
 | вся сеть
 
 | дороги с твердым покрытием
 
 | вся сеть
 
 | дороги с твердым покрытием
 
 |   | Европа
 
 | 109
 
 | 82
 
 | 93
 
 | 70
 
 |   | Азия
 
 | 17
 
 | 9
 
 | 12
 
 | 6
 
 |   | Африка
 
 | 46
 
 | 10
 
 | 5
 
 | 1
 
 |   | Сев. Америка
 
 | 319
 
 | 232
 
 | 31
 
 | 23
 
 |   | Лат. Америка
 
 | 49
 
 | 11
 
 | 5
 
 | 1
 
 |   | Австралия и Океания
 
 | 582
 
 | 247
 
 | 12
 
 | 5
 
 |  
 А СССР. Сооружение А в СССР осуществляется с учетом размещения населенных пунктов,  дорог, водных и воздушных путей сообщения и трубопроводов. По народно-хозяйственному значению, характеру обслуживаемых ими населенных пунктов А делятся на: общего союзного значения, обеспечивающие межреспубликанские связи и соединяющие столицы союзных республик между собой и важнейшими экономическими центрами, а также обслуживающие международные сообщения, аэропорты и курорты общесоюзного значения; республиканского значения — обеспечивающие межобластные связи и соединяющие республиканские и областные центры между собой и важными экономическими центрами областей,  станциями и портами, а также подъезды к А общегосударственного значения; областного значения — обеспечивающие внутриобластные связи и соединяющие центры областей с городскими и районными центрами, а также важные промышленные и сельскохозяйственные пункты с сетью дорог республиканского значения,  станциями и портами; местного значения, обеспечивающие внутрирайонные связи и соединяющие райцентры между собой и с отдельными населенными пунктами, совхозами и колхозами; ведомственные, находящиеся в ведении отдельных министерств (лесного хозяйства, нефтедобывающей промышленности, цветной металлургии и др.).
 
 А, соединяющие относительно удаленные друг от друга важные в экономическом и оборонном отношении районы и пункты и обеспечивающие массовое скоростное движение, называются магистральными (см. Автомобильная магистраль).
 
 Строительство А осуществляется за счет государственных капитальных вложений, отчислений от прибылей автотранспортных предприятий, а строительство местных А — с привлечением к участию промышленных, сельскохозяйственных и других хозяйственных предприятий и колхозов. Строительство А широко развернулось в годы предвоенных пятилеток. В этот период была проведена реконструкция старых шоссе и построен ряд новых А С 1913 по 1940 общее протяжение дорог с твердым покрытием увеличилось в 4 раза. В послевоенные годы проведены большие работы по восстановлению и ремонту А, построено много новых дорог с усовершенствованными покрытиями, а также крупных транзитных магистральных А, по которым осуществляется регулярное грузовое и пассажирское сообщение на дальние расстояния. За период с 1940 по 1966 протяжение А с твердым покрытием возросло в 3 раза и составляет 456 тыс. км (на конец 1968). За это же время протяжение А с усовершенствованными покрытиями возросло более чем в 20 раз (достигнув 145 тыс. км). Для большего удобства пользующихся дорогами и обеспечения безопасности движения важнейшим автомобильным магистралям присвоены маршрутные номера.
 
 Москва — Ленинград (719 км; маршрут № 10) — первая в России дорога с твердым покрытием. Построена в 1722—46 (твердое покрытие с 1817 по 1834). Реконструирована в 1953—58. Подъезды к аэровокзалу Шереметьево и Завидовскому заповеднику. Скоростное движение до аэропорта Шереметьево без пересечений. Проходит через Клин,  (обход), Валдай, Новгород. Вместе с А Ленинград — Выборг (200 км) составляет магистральную А
 
 Москва — Минск — Брест (1054 км; маршрут № 1) — транзитная магистраль, соединяющая Центр Европейской части СССР, БССР и Польскую Народную Республику. Строительство началось в 1936, закончено в 1954. Дорога проходит близ Гжатска, Вязьмы, Смоленска, Орши, Борисова, Барановичей, Кобрина.
 
 Москва — Харьков — Симферополь (1395 км; маршрут № 4). Связывает Центр Европейской части СССР с Украиной, курортами Крыма. Участок Москва — Харьков построен в 1840—60. Дорога полностью реконструирована в 1946—50. Проходит через Серпухов, Тулу, Орел, Курск, Белгород, Красноград, Новомосковск, Запорожье, Мелитополь, Джанкой. От Симферополя А отходят на Евпаторию, Севастополь, Ялту, Феодосию и Керчь.
 
 Москва — Воронеж — Ростов-на-Дону (1065 км; маршрут № 5). Соединяет Центральные районы с Северным Кавказом. В городе Шахты примыкает к А Киев — Харьков — Ростов-на-Дону. Отдельные участки дороги построены во 2-й половине 19 в.; участок Кашира — Воронеж реконструирован в 1957—61. Строительство дороги полностью закончено в 1967. Проходит через Ступино, Каширу (мост через реку Оку), Ефремов, Елец, Богучар, Миллерово, Каменск-Шахтинский.
 
 Москва — Горький — Казань (819 км). Соединяет Москву с Поволжьем. Построена в 1839—89. Участок Москва — Горький реконструирован в годы 2-й и 3-й пятилеток в связи с постройкой Горьковского автозавода. Коренная реконструкция произведена в 1954—63. А проходит через Ногинск, Владимир, Вязники, Чебоксары. Подъезды к Володарску, Дзержинску. Со строительством участка Казань — Свердловск А войдет в маршрут № 8. От города Владимира отходит А на город Суздаль, Иваново.
 
 Москва — Куйбышев (1070 км; маршрут № 7). Соединяет Центр со Средним Поволжьем. Проходит через Коломну, Рязань, Пензу, Сызрань, Тольятти. Реконструирована в 1957—65. В ближайшие годы после завершения сооружения А Куйбышев — Уфа — Челябинск будет обеспечена связь с районом Урала.
 
 Московская кольцевая А (МКАД, 109 км) — скоростная автомагистраль. Построена в 1958—62. Обеспечивает распределение движения примыкающих магистральных дорог. С 1960 — граница Москвы.
 
 Ленинград — Киев — Одесса (1744 км; маршрут №20) — транзитная Балтийско-Черноморская магистраль. Участок Ленинград — Киев построен в 1838—88, реконструирован после Великой Отечественной войны. Участок Киев — Одесса построен в 1955—60. Проходит через Лугу, Псков, Витебск, Оршу, Могилев, Гомель, Чернигов, Белую Церковь, Умань.
 
 Ленинград —  — Рига —  (1045 км; маршрут № 21) — основная прибалтийская А Проходит через Нарву, Пярну, Елгаву, Шяуляй.
 
 Киев — Харьков — Ростов-на-Дону (950 км; маршрут № 13) — крупнейшая широтная магистраль УССР. Построена в 1946—52. Проходит через Полтаву, Славянск, Артемовск, Шахты, Новочеркасск.
 
 Ростов-на-Дону — Новороссийск (415 км, маршрут № 18). Построена в 1954—59. Выход к Черноморскому побережью Кавказа. Проходит через Краснодар.
 
 Черноморское шоссе (Новороссийск — Батуми) (750 км; маршрут № 19). Построено в 1887—1910. Восстановлено в 1946—50. Продолжаются работы по спрямлению и расширению участков с большим автомобильным движением. Подъезды к Адлеру, Абрау-Дюрсо, станции Мацеста, озеру Рица, Пицунде и др. В Самтредиа отходит А на Тбилиси, Ереван, Баку (маршруты №№ 15, 17).
 
 Ростов — Беслан — Баку (1332 км, маршрут № 14) — основная автомагистраль Северного Кавказа. Построена в 1945—55 до Орджоникидзе, на остальном протяжении в 1956—65. Промежуточные пункты: Тихорецк, Армавир, Минеральные Воды, Пятигорск, Нальчик, Сумгаит. Подъезды к Краснодару, Орджоникидзе, Грозному, Махачкале.
 
 Беслан — Тбилиси — Ереван (533 км, маршрут №16). Соединяет кратчайшим путем Северный Кавказ и Закавказье. Промежуточные пункты: Орджоникидзе, Ленинакан. Участок Орджоникидзе — Тбилиси (208 км) называется Военно-Грузинской дорогой. Из Тбилиси отходят А на Баку, Ереван, Батуми.
 
 Алма-Ата — Фрунзе — Ташкент (812 км). Построена в 1957—65. Главная автомагистраль Южного Казахстана. Проходит через Джамбул — Чимкент.
 
 Ташкент — Термез (708 км) — Большой узбекский тракт им. В. И. Ленина. Построен в 1940. В настоящее время (1968) производится коренная реконструкция со спрямлением и уширением отдельных участков. Проходит через Гулистан, Янгиер, Джизак, Самарканд. Вместе с предыдущей А составляет маршрут № 36.
 
 Фрунзе — Ош (605 км). Построена в 1956—65. Главная автомагистраль Киргизской ССР, соединившая кратчайшим путем северные и южные области республики. Проходит через Токтогул, Таш-Кумыр, Джалал-Абад. Крупнейший в СССР автодорожный тоннель (2,5 км) на высоте 3,2 км.
 
 Ош — Хорог (701 км) — Памирский тракт. Вместе с дорогой Фрунзе — Ош составляет маршрут № 37. Дорога построена в 1931—34. Обеспечивает перевозки грузов для Горно-Бадахшанской АО. Проходит по территории Киргизской ССР и Таджикской ССР. Проложена по высокогорной местности (некоторые перевалы имеют высоту более 4 км). В зимнее время движение прерывается. Проводится реконструкция.
 
 Бийск — Ташанта (626 км) — Чуйский тракт. Строился в 1903—13 как гужевой тракт в Монголию. Реконструирован в 1932—36 и в послевоенное время. Обслуживает связи Горно-Алтайской АО и внешнеторговые перевозки. Проходит по долине рек Катуни и Чуй. Подъезд к Горно-Алтайску. Продолжением Чуйского тракта в МНР является Западно-Монгольский тракт. Чуйский тракт является частью А Новосибирск — Бийск — Ташанта общим протяжением 1040 км (маршрут № 34).
 
 Абакан — Кызыл (436 км, маршрут № 35) — Усинский тракт (название от реки Ус — притока Енисея). Построен в 1911—17 как гужевой тракт. Пересекает Западные Саяны. Обслуживает транспортные связи Тувинской АССР. Проходит через Минусинск (ж.-д. станция). Подъезд к Шушенскому.
 
 В ближайшие годы будут построены и реконструированы А: Москва — Рига, Москва — Волгоград, Москва — Брянск — Киев, Куйбышев — Челябинск, Казань — Ижевск — Свердловск, Челябинск — Караганда, Полтава — Кишинев, Тольятти — Куйбышев и др.
 
 В августе 1968 принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о дальнейшем развитии дорожного строительства в СССР, которое предусматривает ежегодное увеличение темпов строительства и реконструкции А на 20%. Объем строительства дорог с твердым покрытием к 1975 должен составить 40 тыс. км.
 
 Г. И. Шейнис.
 
 
 |  
 Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
 
 
 |   |  
     |  |  |  |  
 
    
     |   |   | Новости 31.10.2025 10:56:51 |   |   |  
     |  |  |   |  
     |  |  |  |  
 |