Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Самарин Юрий Федорович

(далее С)Юрий Федорович (21.4 (3.5).1819, Петербург, - 19(31).3.1876, Берлин), русский общественный деятель, мыслитель, историк, публицист, один из крупнейших славянофилов. Из родовитой дворянской семьи. Окончил Московский университет (1838); магистерская диссертация "Стефан Яворский и Феофан Прокопович" (1844). В 1844-52 на государственной службе, главным образом в Прибалтике. С 1853 занимался литературно-публицистической деятельностью, работал в городских и сословных организациях. Активно участвовал в подготовке и проведении крестьянской реформы 1861, был членом редакционных комиссий.

  Вначале был гегельянцем. Под воздействием К. С. Аксакова и А. С. Хомякова в начале 40-х годов С. примкнул к славянофильству. Исходя из православия как особого культурного начала, положенного в основу исторической жизни русского народа, С. развивает мысль о трех периодах национальной жизни ("исключительной национальности", "подражания" и "разумной народности"). Разделяя концепцию "цельного знания" Хомякова, противопоставляя "тирании рассудка" свободу "нравственного вдохновения", С. считал, что только в народе сохраняется "дух в его живой цельности". Повседневная политическая жизнь представляется ему борьбой народного быта с "бездарною, отвлеченною цивилизацией". Политическая доктрина С. основана на признании только двух сил - самодержавия и сельской общины, которые он неразрывно связывал, причем дворянству С. не придавал особого значения как "нелепой среде", которая по "недостатку народного корня" лишена какой-либо творческой силы. Критикуя материализм, С. утверждал, что он "вовсе не вытекает из естественных наук".

  Основные исторические сочинения С. посвящены социально-экономическим и национальным отношениям в Прибалтике, отмене крепостного права в Пруссии, истории иезуитов. В записке "О крепостном состоянии и о переходе из него к гражданской свободе" (1856) С. указывал на крепостное право как на причину социально-экономической отсталости России и, в частности, как на причину неудачи в Крымской войне 1853-56. Из литературно-эстетического наследия С. выделяется статья "О мнениях „Современника“ исторических и литературных" (1847), высказывания о творчестве М. Ю. Лермонтова и Н. В. Гоголя.

  Соч.: Соч., т. 1-10, 12, М., 1877-1911; Переписка с баронессою Э. Ф. Раден 1861-1876, М., 1893; Переписка с А. И. Герценым, "Русь", 1883, № 1-2.

  Лит.: Колубовский Я. Н., Материалы для истории философии в России, "Вопросы философии и психологии", 1891, №2; Введенский С. Н., Основные черты философских воззрений Ю. Ф. Каз., 1899; Гершензон М. О., Исторические записки, М., 1910; Нольде Б. Э., Ю. Ф. и его время, Париж, 1926; Ефимова М. Т., Ю. в его отношении к Лермонтову, в кн.: Пушкинский сборник, Псков, 1968; ее же, Ю. о Гоголе, в кн.: Пушкин и его современники, Псков, 1970; История философии в СССР, т. 2, М.. 1970; Hucke G., J. . Samarin: seine geistesgeschichtliche Position und politische Bedeutung, Münch., 1970.

  М. Т. Палиевский.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 16.04.2024 11:57:36