Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Салтыков Михаил Евграфович

Салтыков (далее С) Михаил Евграфович, С-Щедрин (настоящая фамилия — С; псевдоним Н. Щедрин) (15(27).1.1826, с. Спас-Угол, ныне Калязинский район области, — 28.4 (10.5).1889, Петербург), русский писатель. Отец — из старинного дворянского рода, мать — из семьи богатого московского купца. Детские годы С. прошли в усадьбе отца, в обстановке крепостнического быта, описанного им впоследствии в "Пошехонской старине". Воспитывался в московском Дворянском институте (1836—38) и Александровском (бывшем Царскосельском) лицее (1838—44). Здесь начал писать и печатать стихи. По окончании лицея служил в канцелярии Военного министерства (1844—48). В 40-х гг. сблизился с передовым кружком петербургской молодежи — петрашевцами, пережил увлечение утопическим социализмом Ш. Фурье и Сен-Симона.

  Первые повести С. "Противоречия" (1847) и "Запутанное дело" (1848), исполненные острой социальной проблематики и написанные в духе "натуральной школы", вызвали недовольство властей: в апреле 1848 С. был арестован, а затем выслан на службу в Вятку за "... вредный образ мыслей и пагубное стремление к распространению идей, потрясших уже всю Западную Европу и ниспровергших власти и общественное спокойствие" (слова Николая о повестях С. — цитата по книге: Макашин С., С-Щедрин. Биография, т. 1, 1951, с. 293). В Вятке С. был назначен старшим чиновником особых поручений при губернаторе, с 1850 — советником губернского правления. Из многочисленных служебных разъездов по Вятской и смежным губерниям С. вынес богатый запас наблюдений над крестьянской жизнью и провинциальным чиновным миром. Смерть Николая и новый правительственный курс после поражения в Крымской войне 1853—56 принесли С. в конце 1855 свободу. Вернувшись в Петербург в обстановке наступившего общественного подъема, он сразу же возобновляет литературную работу, прерванную почти восьмилетним "вятским пленом". В программной статье "Стихотворения Кольцова" (1856) С. декларирует требования к писателям: возвышать общественно-практическую роль литературы, заниматься "исследованием" современности, социальных вопросов и прежде всего коренных нужд народной жизни. Статья была запрещена цензурой, но заявленную в ней программу С. художественно воплощает в "Губернских очерках" (1856—57), изданных от имени "надворного советника Н. Щедрина" (псевдоним, почти заменивший в сознании современников подлинное имя автора). Русская жизнь последних лет крепостного строя отразилась в первой книге С. необычайно широко и остроконтрастно: резко отрицательно по отношению к крепостничеству, чиновной администрации; скептически — к "талантливым натурам" ("лишним людям") из дворянско-помещичьей интеллигенции; с любовью и надеждой — к народному крестьянскому миру. Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов высоко оценили "дух правды" этого произведения, сильного в изображении социальной среды и социальной психологии. Очерки имели огромный успех и сразу создали автору громкое писательское имя.

  Однако в это время С. еще не решался оставить государственную службу. К тому же он полагал тогда, что само правительство, заявившее о новом либеральном курсе, способно осуществить далеко идущие прогрессивные преобразования, и хотел участвовать в них непосредственно. В 1856—58 он служит чиновником особых поручений в министерстве внутренних дел, участвует в подготовке крестьянской реформы. В 1858—62 С. — вице-губернатор в Рязани, затем в Твери. Как администратор (крепостники прозвали его "Вице-Робеспьером") С. возбудил десятки судебных преследований против помещиков-преступников, удалил со службы многих взяточников и воров. В начале 1862, вероятно, по негласному предложению властей, С. вышел "по болезни" в отставку. Жизнь и служба в провинции дали ему много материала для творчества. Вместе с тем нахождение на высоких постах губернской администрации развеяло либерально-просветительские иллюзии С., веру в возможность прогрессивного "общественного служения" на поприще государственной службы.

  В годы вице-губернаторства С. продолжал печатать (с 1860 преимущественно в "Современнике") рассказы, очерки, пьесы, сцены. Некоторые из них примыкали к "Губернским очеркам", образуя вместе с ними "крутогорский цикл", другие предназначались для начатых, но распавшихся циклов — об "умирающих" и "глуповцах". Оба цикла объединялись мыслью об исторической обреченности самодержавно-крепостнического строя. Большинство этих очерков и сцен вошло в книги "Невинные рассказы" и "Сатиры в прозе" (обе — 1863). Уйдя со службы, С. предпринял попытку издания своего журнала "Русская правда", задуманного для объединения "всех сил прогресса", но правительство не разрешило этого. После ареста Чернышевского и 8-месячной приостановки "Современника" С. вошел (по приглашению Н. А. Некрасова) в редакцию этого журнала, где вел большую писательскую и редакторскую работу. Его ежемесячные обозрения "Наша общественная жизнь" остались выдающимся памятником русской публицистики и литературной критики 60-х гг. В 1864 в ходе полемики с журналом "Русское слово" и "почвенническими" журналами братьев Достоевских "Время" и "Эпоха" С. оказался в известной изоляции внутри руководства "Современника" и вышел из его редакции (не прекращая тем не менее принципиально авторского сотрудничества) и возвратился на государственную службу. Однако традиции "Современника", традиции Чернышевского и Добролюбова С. чтил до конца своих дней.

  В 1865—68 С. возглавил Казенные палаты в Пензе, Туле, Рязани. Наблюдения, вынесенные из этой последней службы, легли в основу "Писем из провинции" и отчасти "Признаков времени" (оба — 1869) — широких художественно-публицистических картин первого десятилетия пореформенной России.

  В 1868 повелением царя С. был уволен в окончательную отставку с запрещением занимать какую-либо должность на государственной службе. Тогда же он принял приглашение Некрасова стать участником обновленного журнала "Отечественные записки", призванного заменить закрытый в 1866 "Современник". Шестнадцать лет работы С. в "Отечественных записках", ставших главной литературной трибуной русской демократии 70—80-х гг., образуют центральную главу в биографии писателя. После смерти Некрасова С. возглавил редакцию журнала.

  70—80-е гг. — время высших творческих достижений С. Он пишет "Историю одного города" (1869—70) — горькую и гневную книгу, раскрывшую национальному самосознанию "трагическую истину русской жизни", книгу, подготовленную циклами очерков о "Глупове" и "глуповцах" (1861—62) и "Помпадурами и помпадуршами" (1863—74). Затем следуют "Господа ташкентцы" (1869—72) и "Дневник провинциала в Петербурге" (1872), воссоздающие "господство хищничества" периода российского грюндерства; "Благонамеренные речи" (1872—76) и "Убежище Монрепо" (1878—79) — классические картины рождения капиталистической России, прихода Колупаевых и Разуваевых; "Господа Головлевы" (1875—80) — одна из величайших, но и самых мрачных книг русской литературы; цикл "В среде умеренности и аккуратности" ("Господа Молчалины", 1874—80), где дана глубокая трактовка в новых исторических условиях "молчалинства", как одной из социально-психологических язв русского быта.

  В 1875—76 С. лечился за границей. Впоследствии он ездил туда в 1880, 1881, 1883 и 1885. Реакционно-буржуазную Европу он изобразил в книге "За рубежом" (1880—1881). В 80-е гг. сила сугубо критического искусства С. достигла вершины в обличении политической реакции. Борьбе с ней посвящена неистовая в своем сарказме "Современная идиллия" (1877—81), "Письма к тетеньке" (1881—82), "Пошехонские рассказы" (1883—84). В 1884 правительство запретило издание "Отечественных записок". Закрытие журнала С. пережил тяжело. Он вынужден был печататься в чуждых ему по направлению органах либералов — в журнале "Вестник Европы" и газете "Русские ведомости". Несмотря на свирепую реакцию и тяжелую болезнь, С. создал в последние годы такие шедевры, как "Сказки" (1882—86), в которых сжато отражены почти все главные темы его творчества; исполненные глубокого философского историзма "Мелочи жизни" (1886—87) и, наконец, широкое эпическое полотно крепостной России — "Пошехонскую старину" (1887—1889).

  Творчество С., проникнутое духом освободительных и социалистических идей, демократизма и открытой борьбы с самодержавно-крепостническим помещичье-буржуазным строем, имело важное значение для русского общества, способствовало воспитанию политического сознания и гражданского протеста, обогатило русскую литературу произведениями высокой художественной и публицистической ценности. Связанное преемственно-исторически с традициями передовой русской литературы (А. Н. Радищев, В. Г. Белинский, Н. В. Гоголь, А. И. Герцен), а также с традициями великих сатириков Возрождения и Просвещения (Ф. Рабле, М. Сервантес, Дж. Свифт), творчество С. вместе с тем стало новым, глубоко оригинальным явлением искусства русского критического реализма. Главные особенности творческого метода С. — художественное "исследование" не индивидуально-личной, но общественной сферы человека, сращенность эстетической системы писателя с прямыми суждениями и оценками, исполненными демократического протеста и открытой пропаганды новых отношений человека к миру — отношений социальной правды и справедливости. К особенностям сатирической поэтики С. принадлежат: эзоповский язык, т. е. совокупность семантических, синтаксических и других приемов, придающих художественным элементам двузначность, когда за прямым смыслом таится второй план; искусство гротеска и интегрированные или собирательные образы как средство типизации ("иванушки", "глуповцы", "пестрые люди" и др.). Вместе с тем художник-реалист в полной мере обладал методом психологического анализа, искусством создавать правдивые образы, мир живых людей ("Иудушка", "Дерунов", галерея рабов в "Пошехонской старине" и др.). К щедринским образам часто обращался в своей публицистике В. И. Ленин. Традиции С. нашли продолжение в творчестве А. П. Чехова (темы "пестрых людей" и "мелочей жизни") и М. Горького (ранние фельетоны, "Сказки", "Жизнь Клима Самгина"). Некоторые произведения С. инсценированы для театра и поставлены в кино (фильм "Иудушка Головлев", 1934).

  В г. Кирове открыт мемориальный музей (1968) в доме, где писатель жил в годы вятской ссылки.

  Соч.: Полное собр. соч. и писем, т. 1—20, М. — Л., 1933—41; Собр. соч. и писем в 20 тт., т. 1—17—, М., 1965—75 (издание продолжается).

  Лит.: Денисюк Н., Критическая литература о произведениях М. Е. Са-Щедрина, в. 1—5, М., 1905; М. Е. С-Щедрин в русской критике. (Вступ. ст. и прим. М. С. Горячкиной), М., 1959; М. Е. С-Щедрин в воспоминаниях современников. (Предисл. и коммент. С. А. Макашина), М., 1957; Эльсберг Я. Е., Стиль Щедрина, М,, 1940; Макашин С. А., С-Щедрин. Биография, т. 1, 2 изд., М., 1951; его же, С-Щедрин на рубеже 1850—1860 годов, М., 1972; Кирпотин В. Я., Философские и эстетические взгляды Са-Щедрина, М., 1957; Покусаев Е. И., Революционная сатира Са-Щедрина, М., 1963; Яковлев Н. В., "Пошехонская старина" М. Е. Са-Щедрина, М., 1958; Жук А., Сатирический роман М. Е. Са-Щедрина "Современная идиллия", Саратов, 1958; Бушмин А. С., Сатира Са-Щедрина, М. — Л., 1959; его же, М. Е. С-Щедрин, Л., 1970; Прозоров В., О художественном мышлении писателя-сатирика, Саратов, 1965; Турков А., С-Щедрин, 2 изд., М., 1965; Мысляков В., Искусство сатирического повествования, Саратов, 1966; Николаев Д. Н., "История одного города" М. Е. Са-Щедрина, в кн.: Три шедевра русской классики, М., 1971; Добровольский Л. М., Лавров В. М., М. Е. С-Щедрин в печати, Л., 1949; Добровольский Л. М., Библиография литературы о М. Е. Се-Щедрине. 1848—1917, М. — Л., 1961; Библиография литературы о М. Е. Се-Щедрине. 1918—1965. Сост. В. Н. Баскаков, М. — Л., 1966.

  С. А. Макашин.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 16.04.2024 14:12:13