Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Рыцарство

Рыцарство (далее Р) социальная категория в странах Западной и Центральной Европы в средние века, включавшая всех светских феодалов (Р в широком смысле) или их часть - мелких феодалов (Р в узком смысле).

  Первые упоминания о Р относятся к концу 10 в. В это время под Р (в лат. терминологии milites) подразумевали категорию военных слуг (преимущественно конных), являвшихся вассалами (см. Вассалитет) знати. По мере роста феодальной раздробленности, благоприятствовавшей расширению прав мелких рыцарей, грань между Р и знатью постепенно стиралась. Уже в 11-12 вв. под Р все чаще начинают понимать всех светских феодалов-воинов, а с образованием в 12 в. духовно-рыцарских орденов Р стало охватывать и часть духовных феодалов (однако со складыванием понятия Р в широком смысле не прекращается употребление термина Р в его узком смысле, подразумевавшем только низшие слои светских феодалов). Принадлежность человека к Р обычно совпадала с наличием у него земельного феода, позволявшего освободиться от непосредственного участия в производстве и обеспечивавшего приобретение боевого коня и рыцарского вооружения (меч, щит, латы и др.), становившегося со временем все более дорогим.

  Главенствующее место в социальной деятельности Р занимали войны, обеспечивавшие захват новых владений и военной добычи (внутренние усобицы, Крестовые походы, войны между государствами, складывавшимися в самой Европе, военные акции по подавлению народных восстаний). Специфика этих социальных функций Р обусловливала его растущее социально-экономическое и правовое обособление. Будучи верховным собственником главного богатства - земли и правящей социальной группой, Р обладало широкими привилегиями: оно было свободно от большинства фискальных тягот, подсудно только судам равных по социальному статусу, пользовалось преимущественными правами на занятие государственных и военных должностей; доступ в ряды Р для лиц нерыцарского происхождения в большинстве стран был ограничен. Складывается и особая рыцарская мораль, нашедшая отражение в творчестве трубадуров, труверов, миннезингеров (см. также Куртуазная литература). Для рыцаря считались обязательными отвага и смелость в бою, верность своему сеньору, защита христианской церкви и ее служителей, "сирых и немощных" отпрысков рыцарских родов. Особое значение придавалось рыцарской щедрости: наибольшим престижем пользовался тот из рыцарей, кто был щедрее в раздачах. В среде Р сложился так называемый культ дамы - поклонение рыцаря избранной им знатной женщине, нередко замужней и занимавшей более высокое, чем рыцарь, социальное положение. Распространению "культа дамы" способствовали, с одной стороны, обеднение части Р, стремление поправить свои дела выгодными браками, а с другой - появление неудовлетворенности аскетизмом христианской морали.

  Особая система рыцарского воспитания обеспечивала необходимую физическую закалку будущих рыцарей и способствовала распространению в среде рыцарской молодежи норм рыцарской морали. Начиная с 7 лет сыновья рыцарей выходили из-под попечения женщин и под руководством старших мужчин (часто - будущего сеньора) овладевали умением ездить верхом, фехтовать, стрелять из лука, охотиться и т.д.; духовные лица знакомили их с основами грамоты и христианского вероучения. Находясь при дворах крупных феодалов, рыцарские сыновья нередко привлекались к исполнению обязанностей пажей, а после 14 лет - и оруженосцев. После 21 года им предоставлялась возможность посвящения в рыцари, которое, символизируя принятие в состав привилегированного социального слоя, оформлялось особой торжественной процедурой (в сложившемся виде она включала: опоясывание мечом, надевание шпор, производимый сеньором символический удар по плечу посвящаемого рукой или плоской стороной меча, демонстрацию воинской выучки и клятву перед лицом священника соблюдать требования рыцарской чести). Однако реально воспользоваться этой возможностью могли лишь те из рыцарской молодежи, которые обладали материальным благосостоянием, достаточным для приобретения коня и вооружения. Важную форму распространения в среде рыцарской молодежи социально-этических идеалов Р представляли турниры, во время которых устраивались соревнования в воинском мастерстве. Победитель турнира добивался славы, получал денежную награду.

  В ряде стран Р имело свои корпоративные организации; к их числу, помимо духовно-рыцарских орденов, относились светские ордена (старейшие из них - Орден св. Марии в королевстве Наварра и Орден льва во - известны с 11 в.).

  В 14-16 вв. по мере складывания постоянных армий и распространения огнестрельного оружия военная роль Р сходит на нет. Однако как социальная категория Р не исчезает, но преобразуется в сословие дворянства.

  К европейскому Р в известном смысле близки сипахи в Османской империи, самураи в Японии.

  Лит.: Ефимова Е., Р, 2 изд., М., 1914; Cohen О., Histoire de la chevalerie en France..., ., 1949; Boutruche R., Seigneurie et féodalité, t. 1-2, ., 1968-70; Galitier L., chevalerie. ., 1960; Duby G., Guerriers et paysans. ., 1973; его же, Hommes et structures du moyen age, ., 1973.

  Ю. Л. Бессмертный.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 10:50:19