|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Россини Джоаккино Антонио | Россини (далее Р) (Rossini) Джоаккино Антонио (29.2.1792, Пезаро, — 13.11.1868, Пасси, близ Парижа (в 1887 прах перевезен во Флоренцию)), итальянский композитор. Родился в семье музыкантов (отец — трубач и валторнист, мать — певица). С детства обучался пению, игре на чембало, скрипке, теории музыки. Обладая хорошим голосом, пел в церковных хорах, выступал как аккомпаниатор и дирижер хора в оперных театрах. Систематическое музыкальное образование получил в Болонском музыкальном лицее (1806—10), где занимался у В. Каведаньи (виолончель), С. Маттеи (контрапункт). С 1806 член Болонской филармонической академии. Как оперный композитор дебютировал в 1810 ("Вексель на брак", Венеция), завоевав широкую известность. Связанный контрактами с антрепренерами Болоньи, Венеции и других городов, писал по несколько музыкально-драматических произведений ежегодно. Эти оперы, в том числе "Шелковая лестница" (1812, Венеция), "Пробный камень" (1812, Милан), свидетельствуют о формировании творческой индивидуальности Р. В опере-сериа "Танкред" и опере-буффа "Итальянка в Алжире" (обе 1813) проявились реформаторские тенденции: Р. придал операм современное героико-патриотическое звучание, нашел новые выразительные средства. В обстановке крепнущего национально-освободительного движения итальянского народа против австрийского гнета это было восторженно встречено публикой. В 1815 по просьбе патриотов Болоньи Р. написал "Гимн независимости", исполненный под его управлением. Австрийская полиция установила надзор за Р., длившийся многие годы. В ряде опер, написанных для Неаполя (1815—22, в основном для театра "Сан-Карло"), — "Отелло" (по Шекспиру, 1816), "Моисей в Египте" (1818), "Магомет " (по трагедии Вольтера, 1820), "Зельмира" (1822) — претворилось тяготение Р. к патетическому стилю, к драматизации оперы-серпа, перестройке ее в народно-героическую. Отсюда преобладание ансамблево-хоровых сцен, сквозного музыкального развития, драматической характерности. Одновременно он работал над обновлением
оперы-буффа, насыщая произведения этого жанра реалистическим содержанием. С наибольшим блеском музыкально-комедийный талант Р. проявился в опере "Севильский цирюльник" (1816, Рим; написана за 19—20 дней) — шедевре итальянской оперы-буффа. Р. стремился к драматургическому и образному обновлению комической оперы, он создал бытовую музыкальную комедию (лирико-комическая опера "Золушка", 1817, Рим), реалистическую музыкальную драму ("полусерьезная" опера "Сорока-воровка", 1817, Милан). Для творчества Р. характерно взаимопроникновение жанров: в комических операх появляются драматические и даже трагические ситуации, а в операх-сериа — жанрово-бытовые эпизоды. Р. свободно претворил в музыке своих опер итальянские народные песенные и танцевальные ритмо-интонации, разнообразные бытовые музыкальные жанры, богатейшие возможности бельканто.
В 1823 в Венеции была поставлена "Семирамида" — последняя из написанных для Италии опер Р. С 1824 он обосновался в Париже. Был музыкальным руководителем Итальянского театра, с 1826 — королевским композитором и генеральным инспектором пения. Изучив французское оперное искусство, переработал свои оперы "Магомет " и "Моисей в Египте" (в Париже — под названием "Осада Коринфа", 1826; "Моисей", 1827), сочинил произведения в жанре французской комической оперы — "Граф Ори" (1828). Р. многое воспринял от французской музыкальной культуры, но в то же время он оказал большое воздействие на оперных композиторов В 1829 в обстановке общественного подъема кануна Июльской революции 1830 во была создана последняя опера Р. — "Вильгельм Телль", сыгравшая видную роль в развитии жанра большой оперы. Это — лучшая из народно-героических опер Р., в ней по-новому трактована героика, произведение исполнено патриотизма, рожденного мечтой об освобождении родины. В монархических странах оперу преследовала цензура, приходилось менять название, текст (в России — под названием "Карл Смелый"). Создав около 40 опер, Р. после "Вильгельма Телля" отошел от оперного творчества. В последующие годы им написаны фортепианные, вокальные миниатюры, из произведений крупной формы — "Стабат матер" (1842), "Маленькая торжественная месса" (1864). В 1836—55 жил в Болонье, Флоренции, руководил Болонским музыкальным лицеем. С 1855 вновь обосновался в Париже, где его дом был одним из авторитетнейших музыкальных салонов. Творчество Р. имело определяющее воздействие на последующее развитие оперы (В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Верди) и оказало влияние на эволюцию европейского оперного искусства 19 в. Неистощимое мелодическое богатство, легкость и искристость, экспрессивность музыки, яркая сценичность обусловили популярность опер Р. во всем мире.
Лит.: Серов А. Н., Р. Критический очерк, в его кн.: Избр. статьи, т. 1, М. — Л., 1950; Бронфин Е. Ф., Джоаккино Р, жизнь и творчество в материалах и документах, М., 1973; Radiciotti G., Gioacchino Rossini, Vita documentata, opere ed influenza su l`arte. v. 1—3, Tivoli, 1927—29: Weinstock ., Rossini. A biography, . ., 1968.
Е. Ф. Бронфин.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 25.12.2024 11:21:31
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|