|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Роман (литерат.) | Роман (далее Р) (франц. roman, нем. Roman), разновидность эпоса как рода литературы, один из больших по объему эпических жанров, который имеет содержательные отличия от другого такого же жанра - национально-исторической (героической) эпопеи, активно развивается в западноевропейских литературах с эпохи Возрождения, а в новое время получает господствующую значение в мировой литературе. Сначала Р (литерат.) называли повествовательные произведения, созданные на каком-либо романском языке, в отличие от других, написанных на латыни - литературном языке средневековья. Позднее, когда появились английский и немецкий Р (литерат.), старое значение термина забылось, и он получил современное значение, но в разных странах неодинаковое. Так, в Англии Р (литерат.) (romances) называют только те из них, в которых изображаются необычайные приключения, а социально-бытовые Р (литерат.) называются novels. Преобладающая форма Р (литерат.) - прозаическая, но издавна создаются и Р (литерат.) в стихах.
В отличие от эпопеи с ее интересом к становлению общества - к событиям и положительным героям национально-историческое значения, Р (литерат.) проявляет интерес к становлению социального характера отдельной личности в ее собственной жизни и в ее внешних и внутренних столкновениях со средой. Как новый жанр Р (литерат.) исторически возникает и развивается тогда, когда в феодальном обществе с его строгой системой авторитарных норм - религиозных, сословных, корпоративных - начинают складываться условия для моральной свободы отдельной личности, для развития ее самосознания и самоутверждения, для идейно-нравственного отрицания ею старых общезначимых норм. Процесс быстрого развития личного начала, происходивший в сознании разных слоев общества, был важен не только для появления в самой жизни новых типов людей, действующих в своих интересах, но и для формирования нового, "гуманистического" миросозерцания.
В Европе несколько Р (литерат.) было создано еще в позднюю пору (1-4 вв.) жизни античного общества (так называемый античный любовный Р (литерат.), например "Эфиопика" Гелиодора), но настоящее развитие Р (литерат.) началось только на подступах к западноевропейскому Возрождению, прежде всего - во французской литературе
12 в., откликавшейся на возникновение нового, "куртуазного" идеала - устремленности рыцаря к утонченным нравственно-эстетическим переживаниям, которые особенно сильно проявлялись в любви к "прекрасной даме", избраннице сердца, и были ярким выражением "личностного начала", дотоле еще не развитого в жизни рыцарства (см. Куртуазная литература). Это привело к созданию многочисленных рыцарских романов (стихотворных и прозаических), в которых герой-рыцарь совершал невероятные, подчас фантастические подвиги не во имя родины, родового или вассального долга, как в героическом эпосе, а ради собственной славы и преданности своей возлюбленной.
Позднее, с 16-17 вв., "романические" интересы стали возникать у писателей из демократических слоев общества; сначала в испанской, а затем в древних западноевропейских литературах появились приключенческие Р (литерат.), главными героями которых были активные выходцы из социальных низов; благодаря напористости, изворотливости, плутовству, испытывая то удачи, то поражения, они втирались в высшие слои уже клонившегося к упадку феодального общества, добиваясь там высокого положения. В лучших из таких авантюрно-плутовских Р (литерат.) (например, "Похождения Жиль Блаза" А. Р (литерат.) Лесажа) писатели по ходу приключений героя давали широкие картины нравов различных социальных слоев.
Оба вида Р (литерат.) имели нечто общее в построении сюжетов. Приключения рыцарей или "плутов" заключались в их столкновениях с различными, часто случайными опасностями в разных местах; сюжет произведения был лишен "единства действия" и строился как цепочка эпизодов, связанных между собой только единством главного героя и временной последовательностью. А по своеобразию художественного мышления тех времен герой обычно выходил невредимым из самых страшных столкновений, и конечная развязка конфликтов обычно была благополучной.
Еще в начале 17 в. (закат Возрождения) было создано приключенческое произведение, объединившее мотивы плутовского, пасторального и рыцарского Р (литерат.), - "Дон Кихот" Сервантеса. Возникнув из стремления пародировать эпигонов рыцарского Р (литерат.), оно претворилось в великий Р (литерат.), предваривший историю европейской романистики нового времени, благодаря, в частности, не умирающей и в последующие века "донкихотской ситуации" (противостояние субъективно героической человеческой натуры и прозы жизни).
Приключенческий Р (литерат.) разных видов возникал и развивался в ту историческую эпоху, когда в обществе еще не созрели социальные силы, которые могли бы идеологически противостоять его старым устоям. Когда же - на подступах к буржуазным революциям - такие идейные антагонизмы стали возникать, они сказались на дальнейшем развитии жанра. Тогда писатели с разными общественными идеалами стали интересоваться таким становлением характеров отдельных личностей, которое возникало и развивалось в их внутренних, идейных противоречиях с обществом. Тогда на смену приключенческому Р (литерат.) постепенно пришел Р (литерат.), в сюжете которого развивался единый конфликт - или между главными героями, занимающими разные жизненные позиции, или между героем и окружающей его социальной средой.
Первыми авторами Р (литерат.) нового типа были английские и французские сентименталисты середины 18 в. Так, в "Юлии, или Новой Элоизе" (1761) Ж. Ж. Руссо весь сюжет построен на одном конфликте: чувствительная любовь аристократки Юлии и бедного учителя Сен-Пре раскрывает не только глубину их переживаний, но и их внутренний протест против бездушных моральных норм и нравов господствующего дворянского сословия. В 19 в. все крупные романисты, одни сразу (О. Бальзак, Стендаль), другие постепенно (В. Скотт, Ч. Диккенс), усвоили эту новую форму Р (литерат.), соответствующую его новому содержанию, и она стала господствующей.
В России приключенческие Р (литерат.) возникли в безымянной литературе конца 17 - начале 18 вв. ("Повесть о Василии Кориотском" и др.), а затем создавались низовыми демократическими писателями вплоть до "пушкинской" эпохи (М. Д. Чулков, А. Е. Измайлов и др.). Первым русским Р (литерат.) нового типа был "Евгений Онегин" А. С. Пушкина; на его традицию опирались многие романисты 19 в.
(М. Ю. Лермонтов, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров и др.).
Р (литерат.) нового типа, основанные на более принципиальных идейных позициях авторов, а часто и героев, отличались развитием проблематики и вширь и вглубь. Показывая становление характеров героев в сложных конфликтных взаимодействиях, многие авторы прослеживали и формирование, и изменение этих характеров в определенных национально-исторических условиях и потому охватывали повествованием очень широкие сферы общественной жизни изображаемых эпох и стран - их гражданские, духовные, бытовые отношения и нравы ("Евгений Онегин" Пушкина, "Отец Горио" Бальзака, "Тяжелые времена" Диккенса). Такие Р (литерат.) нередко бывали разветвленными, многолинейными по сюжету и монументальными по объему ("Утраченные иллюзии" Бальзака, "Холодный дом" Диккенса, "Анна Каренина"
Л. Н. Толстого, "Братья Карамазовы" Ф. М. Достоевского), а иногда даже объединялись в циклы (в "Человеческой комедии" Бальзака, "Ругон-Маккарах" Э. Золя). А вместе с тем авторы таких Р (литерат.) проявляли ту или иную степень историзма художественного мышления и на этой основе приходили (часто стихийно) к раскрытию обусловленности изображаемых характеров обстоятельствами общественной жизни. Тем самым они приходили к реализму, вскрывавшему глубокие противоречия социальной жизни, к реализму критическому, обычно приводившему даже тех героев, позициям которых сочувствовал автор, к неудачам и поражениям. И Р (литерат.) эти были по преимуществу драматичными или даже трагичными в своих конфликтах и особенно в развязках ("Герой нашего времени" Лермонтова, "Мадам Бовари" Г. Флобера, "Идиот" Достоевского). Некоторые романисты, обладавшие очень активными нравственными идеалами (Толстой, Достоевский), глубоко раскрыли духовную и психологическую противоречивость сущности человека. 19 в. стал классической стадией развития жанра.
В 20 в. традицию социально-бытового, нередко вместе с тем и психологического Р (литерат.) "критического" реализма продолжают многие писатели (Дж. Голсуорси, А. Франс, Р (литерат.) Роллан, Р (литерат.) Тагор, Т. Манн, А. Моравиа, Г. Грин, Э. Хемингуэй, Г. Белль, У. Фолкнер и др.). В то же время в развитии жанра наметились две новые и противоположные тенденции. С одной стороны, кризис идеологического сознания буржуазного общества проявился в утере ориентации на объективные процессы и закономерности общественной жизни, в резком усилении субъективности и индивидуалистичности миросозерцания. Захваченные им романисты отходили от реализма и сосредоточивались на субъективном "потоке сознания" героев, на анализе их эмоциональных впечатлений от жизни, не пронизанном общей идейной концепцией и часто переходящем в психологический "натурализм". Так возник в мировой литературе 20 в. модернистский Р (литерат.) (А. Белый, М. Пруст, Дж. Джойс, Ф. Кафка и др.; см. также "Новый роман").
С другой стороны, в России, затем в СССР и позже в других странах в их социалистических литературах, выражающих революционное конкретно-историческое миропонимание, создавались Р (литерат.), продолжавшие демократические традиции реализма 19 в. Они изображали процесс усвоения нового мировоззрения гражданско-активной частью рабоче-крестьянских масс и демократической интеллигенции и вместе с тем процесс их участия в революционном движении, в гражданской борьбе, в строительстве и защите нового общества. В основном это - Р (литерат.) на темы борьбы и труда, социально-политические по своей проблематике и конфликтам, героические или романтико-героические по своему пафосу, критически утверждающие жизнь, созданные на основе принципов социалистического реализма. В собственно жанровом плане они заключают в себе новое свойство: в них, как и в Р (литерат.) 19 в., характеры осознаются в их развитии, но развитие это происходит на основе действенного участия героев в революционном становлении нового общества. Такие Р (литерат.) бывают и не очень велики по сюжетному объему ("Мать" М. Горького, "Разгром" А. А. Фадеева, "Как закалялась сталь" Н. А. Островского), но часто в связи с особенностями своего содержания достигают монументальных масштабов сюжетного развития, являются романами-эпопеями нового типа. В многонациональной советской литературе роман-эпопею представляют такие произведения, как "Тихий Дон" М. А. Шолохова, "Хождение по мукам" А. Н. Толстого, "Живые и мертвые" К. Симонова, "Кровь людская - не водица" М. А. Стельмаха, "Просвет в тучах" А. М. Упита, "Путь Абая" М. Ауэзова и др.; в зарубежных социалистических литературах - "Мертвые остаются молодыми" А. Зегерс, "Коммунисты" Л. Арагона, "Хвала и слава" Я. Ивашкевича.
Лит.: Веселовский А. Н., История или теория романа?, Избр. статьи, Л., 1939; Грифцов Б. А., Теория романа, М., 1927; Фокс Р (литерат.), Р и народ, пер. с англ., М., 1960; Деке П., Семь веков романа, пер. с франц., М., 1962; Кожинов В. В., Происхождение романа, М., 1963; Мотылева Т. Л., Зарубежный роман сегодня, М., 1966; Левидова И., Р - в центре споров, "Вопросы литературы", 1967, № 5; Бахтин М. М., Эпос и роман, "Вопросы литературы", 1970, № 1; Поспелов Г. Н., Рические жанры в эпосе, в его кн.: Проблемы исторического развития литературы, М., 1972; Судьбы романа, Сб. ст., М,, 1975; Kayser ., Entstehung und Krise des modernen Romans, Darmstadt, 1965; Stevick Ph., The theory of novel, . ., 1967; Bourneuf R., Ouellet R., L"univers du roman, ., 1972; Hilliebrand ., Theorie des Romans, Bd 1-2, Münch., 1972 (лит.).
Г. Н. Поспелов.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 22.12.2024 05:22:44
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|