| 
 
    
     |   |   | Большая Советская Энциклопедия (цитаты) |   |   |  
     |  | 
  
| Розничные цены |  | Розничные цены (далее Р) цены, по которым товары и услуги реализуются населению и другим потребителям. Р при социализме, планомерно воздействуя на спрос, стимулируют производство товаров, выступают как один из факторов повышения уровня реальных доходов трудящихся (см. Реальные доходы населения). 
 В СССР потребительские товары и услуги реализуются главным образом по фиксированным государственным Р Небольшая часть с.-х. продукции продается по ценам, складывающимся на колхозном рынке под влиянием спроса и предложения товаров, и по ценам комиссионной торговли, устанавливаемым потребительской кооперацией по договоренности с производителями.
 
 Государственные Р определяются исходя из общественно-необходимых затрат труда на производство и реализацию товаров. Основные элементы Р: издержки производства и обращения товаров и прибыль производственных предприятий и торгово-сбытовых организаций. Цены на алкогольные напитки, табачные изделия и некоторые др. товары включают также налог с оборота.
 
 Общий уровень Р и его изменения определяет Совет Министров СССР. На новые виды товаров и услуг цены устанавливаются государственными органами ценообразования (применительно к сложившемуся уровню Р на аналогичные товары и услуги с учетом различий в их качестве и потребительских свойствах): на основные непродовольственные товары - на едином для всей страны уровне, на основные продовольственные товары, а также мебель, стекло, бензин и лесоматериалы - с дифференциацией по поясам (см. Дифференцирование цен). На некоторые виды товаров и услуг Р устанавливаются республиканскими и местными органами ценообразования. Если при этом возникают необоснованные различия в ценах, то они устраняются путем координации Р, осуществляемой Государственным комитетом цен при Совете Министров СССР. На отдельные с.-х. товары (картофель, овощи и др.) устанавливаются сезонные Р Потребительские товары устаревших фасонов и моделей или частично утратившие свое качество вследствие длительного хранения и по другим причинам продаются по сниженным ценам. Р фиксируются в прейскурантах.
 
 Политика Р Советского государства подчинена интересам развития социалистической экономики и повышения уровня жизни трудящихся. В 1947-54 государственные Р на товары народного потребления ежегодно снижались. В последующие годы Советское государство планомерно осуществляет политику стабильности уровня государственных Р, снижения цен на отдельные виды товаров по мере накопления товарных ресурсов в условиях непрерывного увеличения денежных доходов населения через оплату по труду и общественные фонды потребления (см. табл.).
 
 Индексы государственных розничных цен в СССР (в % к среднегодовым ценам 1950)
 
   | 
 
 | 1965
 
 | 1970
 
 | 1974
 
 |   | Все товары
 
 | 75
 
 | 75
 
 | 75
 
 |   | Продовольственные товары
 
 в том числе:
 
 мясо и птица
 
 масло животное
 
 хлеб и хлебобулочные изделия
 
 | 75
 
 85
 
 83
 
 75
 
 59
 
 | 75
 
 85
 
 83
 
 73
 
 59
 
 | 76
 
 85
 
 83
 
 73
 
 59
 
 |   | Непродовольственные товары
 
 в том числе:
 
 хлопчатобумажные ткани
 
 шерстяные ткани и платки
 
 трикотажные изделия
 
 кожаная обувь
 
 часы наручные
 
 | 76
 
 70
 
 85
 
 87
 
 82
 
 45
 
 | 75
 
 68
 
 83
 
 86
 
 81
 
 46
 
 | 74
 
 68
 
 83
 
 83
 
 81
 
 46
 
 |  В зарубежных социалистических странах наряду с общими закономерностями формирования и динамики Р существуют особенности организации и методологии планирования цен. На основе обобщения коллективного опыта страны - члены СЭВ разрабатывают мероприятия по сближению методологии внутреннего ценообразования.
 
 При капитализме Р подвержены стихийным колебаниям под влиянием изменения конъюнктуры рынка, соотношения спроса и предложения. В условиях государственно-монополистического капитализма они используются как инструмент перераспределения национального дохода в пользу монополий. Различают несколько видов Р Цены, установленные государством, охватывают ограниченную номенклатуру товаров. Фиксированные и рекомендованные цены, уровень которых определяется промышленными монополиями, играют важную роль в осуществлении ими контроля над сбытом товаров массового производства. Это, как правило, монопольные цены, обеспечивающие получение монопольной прибыли. Цены со свободной калькуляцией складываются в зависимости от соотношения спроса и предложения. Их структура: оптовая цена, уплачиваемая розничными торговыми предприятиями оптовым фирмам, плюс торговая накидка.
 
 С конца 60-х гг. в капиталистических странах наблюдается инфляционный рост Р, особенно усилившийся в 70-е гг., отрицательно сказывающийся на реальных доходах трудящихся. В 1950-74 прирост индекса потребительских цен составил в США 105%, в Великобритании 230%, во  250%; в Японии он достиг 304%, причем подавляющая часть этого прироста приходится на 70-е гг.
 
 Лит. см. при ст. Ценообразование.
 
 М. В. Кокорев.
 |  
 Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
 
 
 |   |  
     |  |  |  |  
 
    
     |   |   | Новости 31.10.2025 10:58:08 |   |   |  
     |  |  |   |  
     |  |  |  |  
 |