Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Розничная торговля

Розничная торговля (далее Р) составная часть внутренней торговли, заключительная фаза обращения предметов личного потребления, где происходит реализация товаров и услуг в обмен на денежные доходы населения. В социалистических странах Р призвана обеспечивать комплексное и качественное обслуживание населения, способствовать рациональному использованию внерабочего времени трудящихся.

  В СССР основные социальные формы Р - государственная и кооперативная торговля, где все более отчетливо проявляются общие для социалистической торговли закономерности (планомерная организация и концентрация хозяйственной деятельности, централизация управления) и тенденции развития (рациональное сочетание универсализации и специализации и др.). В систему Р входит также колхозная торговля. Р осуществляется в городах в основном специальными государственными торгующими организациями министерства торговли СССР и союзных республик, на селе - потребительской кооперацией; имеет разветвленную сеть предприятий: универмаги, универсамы, специализированные магазины, палатки, киоски и т. д. В 1973 насчитывалось около 700 тыс. предприятий государственной и кооперативной торговли с общим количеством занятых свыше 4 млн. чел. Все большее распространение получают торговля по заказам населения, развозная торговля, продажа товаров в кредит, посылочная торговля и др. Внедряются прогрессивные формы и методы торговли (самообслуживание и др.), высокопроизводительное торговое оборудование, совершенствуется технология доставки и продажи товаров, применяются современные методы и средства управления (автоматизированные системы управления и т. д.). В 1974 розничный товарооборот государственной и кооперативной торговли СССР (включая общественное питание) возрос более чем в 8 раз по сравнению с 1940 и составил 195 млрд. руб.

  Р зарубежных социалистических стран наряду с общими принципами организации имеет свои особенности. В ГДР, ВНР, НРБ и ряде других стран получили развитие объединения государственных универмагов и крупных предприятий кооперативной торговли.

  В развитых капиталистических странах Р производится крупными частными фирмами и средними и мелкими торговцами. 50-70-е гг. отмечены интенсивным процессом монополизации Р, концентрации и централизации торгового капитала, тесно связанного с промышленным и банковским капиталом. Высокого уровня развития достигли цепные многофилиальные системы, супермаркеты, гипермаркеты, суперсторы, универсальные магазины, торговые центры, посылочная торговля, а также продажа товаров в кредит и по каталогам.

  Лит.: Гоголь Б. И., Экономика советской торговли, 3 изд., М., 1971; США: сфера услуг в экономике, М., 1971; Основы экономики торговли, М., 1973. См. также лит. при ст. Внутренняя торговля.

  А. В. Орлов.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 19.04.2024 13:43:38