Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Рифма

Рифма (далее Р) (от греч. rhythmós — стройность, соразмерность), созвучие стихотворных строк, имеющее фоническое, метрическое и композиционное значение. Р подчеркивает границу между стихами и связывает стихи в строфы. В поэзии большинства народов Р располагается на концах стихов, однако встречаются регулярные начальные созвучия (например, начальные ассонансы в монгольской поэзии). В разное время и у разных народов к Р предъявлялись различные требования, поэтому единого универсального определения Р по звуковому составу быть не может: он зависит как от литературной традиции, так и от фонетического строя языка. Например, в русской поэзии основа Р — созвучие ударных гласных; в чешском же языке, в котором ударение всегда падает на начальный слог, созвучие последних слогов может не зависеть от места ударения.

  По месту ударения Р делятся на мужские — с ударением на последнем слоге (берегам — лучам), женские — с ударением на предпоследнем слоге (Руслана — романа), дактилические — с ударением на третьем от конца слоге (закованный — очарованный) и очень редкие гипердактилические (покрякивает — вскакивает) с большим количеством послеударных слогов (см. Клаузула). Взаимное расположение рифмующихся строк может быть различно. Основные способы рифмовки: смежная — по схеме аа бб... (Ворон к ворону летит,/ Ворон ворону кричит... — Пушкин); перекрестная — абаб (Румяной зарею /Покрылся восток, /В селе за рекою/ Потух огонек... — Пушкин); охватная, или опоясывающая, — абба (Уж подсыхает хмель на тыне. /За хуторами, на бакчах, /В нежарких солнечных лучах/ Краснеют бронзовые дыни... — Бунин). Эти способы рифмовки могут по-разному чередоваться и сплетаться. Стихотворения на одну Рмоноримы редки в европейской поэзии, но широко распространены в поэзии Ближнего и Среднего Востока (см. Газель, Касыда, Рубаи). Определенное, повторяющееся расположение Р — один из признаков строфы.

  В русской поэзии Р ведет происхождение от распространенного в фольклоре синтаксического параллелизма, благодаря которому на концах стихов оказываются одинаковые части речи в одинаковой грамматической форме, чем порождается созвучие: "Хвали сено в стогу, а в гробу". В древнерусской. поэзии преобладала так называемая грамматическая (суффиксально-флективная) Р: бяше знаше, отбиваетотгоняет. С 18 в. начинает цениться Р разнородная, образованная разными частями речи (ночьпрочь и т. п.). Тогда же (как ранее во французской поэзии и др.) постепенно устанавливается требование точной Р, т. е. такой, в которой совпадают конечный ударный гласный и все следующие за ним звуки (тобоюрукою). Если совпадают также предшествующие ударному гласному так называемые опорные согласные, Р тогда называется богатой (повеса Зевеса), если созвучие захватывает предударный слог, — глубокой (занемогне мог). С середины 19 в. в русском стихе все чаще встречаются так называемые приблизительные Р, в которых заударные гласные не совпадают (воздухроздых). С начала 20 в. поэты чаще употребляют неточные Р разных типов: ассонанссозвучие гласных при несовпадении (обычно частичном) согласных (облакооколо); усеченные Р, с усечением конечного согласного в одном из слов (лескрест, пламяпамять); составные Р (до ста растистарости); консонансы, в которых ударные гласные различны (норовкоммунаров); неравносложные Р, в которых мужские или дактилические окончания рифмуются с женскими или гипердактилическими (папахи попахивая).

  Р имеет и смысловое значение: она "... возвращает вас к предыдущей строке... заставляет все строки, оформляющие одну мысль, держаться вместе" (Маяковский В. В., Полн. собр. соч., т. 12, 1959, с. 235). Эстетическая оценка Р (ее точности или неточности, новизны или традиционности и т. д.) невозможна вне контекста стихотворения, без учета его композиции и стиля.

  Лит.: Жирмунский В. М., Р, ее история и теория, П., 1923; Маяковский В. В., Как делать стихи, Полн. собр. cоч., т. 12, М., 1959; Томашевский Б. В., К истории русской рифмы, в его кн.: Стих и язык. Филологические очерки, М. — Л., 1959; Штокмар М., Р Маяковского, М., 1958; Холшевников В. Е., Основы стиховедения. Русское стихосложение, 2 изд., Л., 1972; Самойлов Д. С., Книга о русской рифме, М., 1973.

  В. Е. Холшевников.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 17.04.2024 01:23:19