|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Рифма | Рифма (далее Р) (от греч. rhythmós — стройность, соразмерность), созвучие стихотворных строк, имеющее фоническое, метрическое и композиционное значение. Р подчеркивает границу между стихами и связывает стихи в строфы. В поэзии большинства народов Р располагается на концах стихов, однако встречаются регулярные начальные созвучия (например, начальные ассонансы в монгольской поэзии). В разное время и у разных народов к Р предъявлялись различные требования, поэтому единого универсального определения Р по звуковому составу быть не может: он зависит как от литературной традиции, так и от фонетического строя языка. Например, в русской поэзии основа Р — созвучие ударных гласных; в чешском же языке, в котором ударение всегда падает на начальный слог, созвучие последних слогов может не зависеть от места ударения.
По месту ударения Р делятся на мужские — с ударением на последнем слоге (берегам — лучам), женские — с ударением на предпоследнем слоге (Руслана — романа), дактилические — с ударением на третьем от конца слоге (закованный — очарованный) и очень редкие гипердактилические (покрякивает — вскакивает) с большим количеством послеударных слогов (см. Клаузула). Взаимное расположение рифмующихся строк может быть различно. Основные способы рифмовки: смежная — по схеме аа бб... (Ворон к ворону летит,/ Ворон ворону кричит... — Пушкин); перекрестная — абаб (Румяной зарею /Покрылся восток, /В селе за рекою/ Потух огонек... — Пушкин); охватная, или опоясывающая, — абба (Уж подсыхает хмель на тыне. /За хуторами, на бакчах, /В нежарких солнечных лучах/ Краснеют бронзовые дыни... — Бунин). Эти способы рифмовки могут по-разному чередоваться и сплетаться. Стихотворения на одну Р — моноримы — редки в европейской поэзии, но широко распространены в поэзии Ближнего и Среднего Востока (см. Газель, Касыда, Рубаи). Определенное, повторяющееся расположение Р — один из признаков строфы.
В русской поэзии Р ведет происхождение от распространенного в фольклоре синтаксического параллелизма, благодаря которому на концах стихов оказываются одинаковые части речи в одинаковой грамматической форме, чем порождается созвучие: "Хвали сено в стогу, а в гробу". В древнерусской. поэзии преобладала так называемая грамматическая (суффиксально-флективная) Р: бяше — знаше, отбивает — отгоняет. С 18 в. начинает цениться Р разнородная, образованная разными частями речи (ночь — прочь и т. п.). Тогда же (как ранее во французской поэзии и др.) постепенно устанавливается требование точной Р, т. е. такой, в которой совпадают конечный ударный гласный и все следующие за ним звуки (тобою — рукою). Если совпадают также предшествующие ударному гласному так называемые опорные согласные, Р тогда называется богатой (повеса — Зевеса), если созвучие захватывает предударный слог, — глубокой (занемог — не мог). С середины 19 в. в русском стихе все чаще встречаются так называемые приблизительные Р, в которых заударные гласные не совпадают (воздух — роздых). С начала 20 в. поэты чаще употребляют неточные Р разных типов: ассонанс — созвучие гласных при несовпадении (обычно частичном) согласных (облако — около); усеченные Р, с усечением конечного согласного в одном из слов (лес — крест, пламя — память); составные Р (до ста расти — старости); консонансы, в которых ударные гласные различны (норов — коммунаров); неравносложные Р, в которых мужские или дактилические окончания рифмуются с женскими или гипердактилическими (папахи — попахивая).
Р имеет и смысловое значение: она "... возвращает вас к предыдущей строке... заставляет все строки, оформляющие одну мысль, держаться вместе" (Маяковский В. В., Полн. собр. соч., т. 12, 1959, с. 235). Эстетическая оценка Р (ее точности или неточности, новизны или традиционности и т. д.) невозможна вне контекста стихотворения, без учета его композиции и стиля.
Лит.: Жирмунский В. М., Р, ее история и теория, П., 1923; Маяковский В. В., Как делать стихи, Полн. собр. cоч., т. 12, М., 1959; Томашевский Б. В., К истории русской рифмы, в его кн.: Стих и язык. Филологические очерки, М. — Л., 1959; Штокмар М., Р Маяковского, М., 1958; Холшевников В. Е., Основы стиховедения. Русское стихосложение, 2 изд., Л., 1972; Самойлов Д. С., Книга о русской рифме, М., 1973.
В. Е. Холшевников.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 22.12.2024 17:26:54
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|