Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Рисунок

Рисунок (далее Р) какое-либо изображение, выполняемое от руки с помощью графических средств - контурной линии, штриха, пятна. Различными сочетаниями этих средств (комбинации штрихов, сочетание пятна и линии и т. д.) в Р достигаются пластическая моделировка, тональные и светотеневые эффекты. Р, как правило, выполняется одним цветом либо с более или менее органическим использованием разных цветов. Сфера применения Р чрезвычайно обширна и включает как многообразные виды Р научно-вспомогательного, прикладного, технического характера, так и художественный - одну из важнейших и широко развитых областей изобразительного искусства. Р лежит в основе всех видов художественного изображения на плоскости (живопись, графика, рельеф). Он составляет обычно начальную стадию выполнения произведений живописи и играет важнейшую роль в определении очертаний, формы, объема предметов и расположения их в пространстве. Поэтому термином "Р" обозначается вообще совокупность линейно-пластических элементов живописи, определяющая структуру и пространственное соотношение форм. Р как самостоятельная область художественного творчества является основным разделом графики. На основе искусства Р развиваются и другие виды графики - гравюра и литография. Имеющий исключительное значение как средство познания и изучения художником действительности, Р (прежде всего рисование с натуры, учебное рисование) составляет основу художественного образования.

  Существуют многочисленные разновидности Р, различающиеся по методам рисования, по темам и жанрам, по назначению, по технике и характеру исполнения. Р может выполняться как самостоятельное по значению (станковое) произведение графики или служить вспомогательным материалом для создания живописных, графических, реже скульптурных произведений. Подсобные Р (наброски, эскизы, этюды) часто имеют выдающуюся художественную ценность. Особое место занимают Р, фиксирующие архитектурный замысел.

  В технологическом отношении различаются Р сухими и жидкими красящими веществами. К числу древнейших сухих красящих веществ относится Известные еще со времен античности, в 12-16 вв. получили широкое распространение металлические ( штифты. В эпоху Возрождения входят в употребление сланцевый, так называемый итальянский, карандаш ("черный мел") и сангина ("красный мел"). С 16 в. применяется графит, с конца 18 в. - современного типа карандаши в деревянной оправе. В качестве жидких красящих средств, наносимых пером (тростниковым, птичьим, металлическим) или кистью, употребляются главным образом тушь, бистр, сепия, чернила. Основой, на которую наносится Р, служат самые разнообразные материалы. В древнем мире широко употреблялся папирус, в средние века - пергамент, иногда покрывавшийся специальным грунтом. С эпохи Возрождения основным материалом для Р служит бумага, изобретенная в Китае и известная в Европе с 10-12 вв. Бумага также нередко грунтуется и окрашивается в разные цвета (на цветной бумаге рисуют итальянским карандашом, углем, выделяя светлые места мелом или белилами). Разнообразие применяемых в Р материалов и способов их использования, возможность комбинирования тех и других способствуют необычайному богатству изобразительных приемов и художественных разновидностей Р - от беглых, быстро исполненных набросков (т. н. кроки) до тщательно законченных, проработанных в деталях; от четких линеарных Р карандашом или пером (в которые элементы светотени и тона вводятся штриховкой, растушевкой или размывкой) до чисто тоновых Р кистью, приближающихся по характеру к живописи. Условность грани, разделяющей Р и живопись, определяется и тем, что наряду с монохромными и подцвеченными Р существуют многоцветные. Акварель, гуашь, пастель, соус, тушь могут служить средством для создания как Р, так и собственно живописных произведений.

  Р - один из древнейших видов искусства. В первобытном искусстве Р, неотделимый от наскальной и пещерной живописи, от примитивной гравировки (процарапывание на кости, камне, глине), является вполне жизненным в эпоху палеолита (изображения животных и сцен охоты), а затем схематизируется в эпоху неолита, часто переходя в орнамент. Синкретизм первоначальных форм изобразительного и орнаментально-декоративного творчества сохраняется в Р, входящем в искусство ранних рабовладельческих культур. Вместе с тем организующая роль Р как основы изображения на плоскости яснее выступает в настенных росписях и рельефах Древнего Египта и древневосточных цивилизаций; Р уже становится чистой графикой на древнеегипетских папирусах периода Нового царства (16-11 вв. до н. э.). Особой пластичностью отличается Р в древнегреческой вазописи классического периода (например, Р в росписи "белых" лекифов, 3-я четверть 5 в. до н. э.). Тонкость наблюдения реальной жизни присуща Р тушью на шелке и бумаге, создававшимся с 4 в. до н. э. в Китае, а впоследствии также в Японии и др. странах Дальнего Востока (пейзажи, изображения людей, животных, цветов).

  В эпоху средневековья линейный Р развивается как архитектурный чертеж и графический образец для создания деталей архитектурного декора, в монументальных росписях служит начальным контуром изображения (наносимым каким-либо твердым инструментом или кистью на сырую штукатурку), является "прорисью", подлинником лицевым (иконографическим образцом) при выполнении сложных композиций (например, в иконописи) и в целом носит схематичный и орнаментальный характер. Специфика Р как вида графики полнее определяется в оформлении средневековых манускриптов (см. Книга, Миниатюра). В эпоху Возрождения закладываются теоретические и практические основы всей последующей творческой и учебной методики европейского Р (изучение законов перспективы, светотени, пластической анатомии). Большое развитие получает рисование с натуры. Наряду с этюдами, эскизами, набросками, анатомическими и естественно-научными штудиями возникает станковый Р и намечаются его основные жанры (историческая и жанровая композиция, портрет, пейзаж). В Италии точность и пластическая ясность Р, характерная вместе с некоторой суховатостью и подробной детализацией для мастеров 15 в. (Пизанелло, А. Поллайоло, А. Мантенья, В. Карпаччо), приобретает особую насыщенность и живую выразительность у художников Высокого Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, А. дель Сарто). В противоположность строгой линейно-пластической манере большинства итальянских рисовальщиков римско-флорентинского круга, венецианские художники 16 в. (Тициан, П. Веронезе, Я. Тинторетто) создают свободный живописный, несколько эскизный стиль. В нем. Р 16 в., на фоне которого выделяются универсальная широта, линейно-штриховая четкость работ А. Дюрера и живописность штудий М. Нитхардта (Грюневальда), в целом преобладает линейное начало. Линия - лаконичная, иногда усиленная штриховкой, нередко становится почти каллиграфической (В. Хубер, А. Альтдорфер, Х. Бальдунг (Грин), У. Граф). Блестящее развитие в 15-16 вв. получает карандашный портрет, тонко фиксирующий физиономические особенности модели (Я. ван Эйк в Нидерландах, Х. Хольбейн Младший в Ж. и Ф. Клуэ во Обостренную выразительность, своеобразную хрупкость линии приобретает Р у представителей маньеризма (Понтормо, Пармиджанино, Л. Камбиазо в Италии и др.). Именно с 16 в. начинается собирание Р выдающихся мастеров - как образцов для штудий молодых художников и как произведений, имеющих самостоятельное эстетическое значение (одна из первых коллекций такого рода была создана историографом и биографом итальянского Возрождения Дж. Вазари). С конца 16 в. вырабатывается (итальянцем Аннибале Карраччи и др.) "академический" рисовально-учебный процесс, продержавшийся в АХ многих стран вплоть до конца 19 в.: на первом этапе ученик копировал "оригиналы" - Р признанных мастеров, затем учился передавать объемную форму, рисуя с гипсовых слепков античных статуй, и лишь на третьем этапе допускался к рисованию с живой натуры. Этот метод, дававший твердые систематические навыки Р, уводил в то же время от живого, непосредственного восприятия действительности. В противовес ясному, отчетливому, но отвлеченному академическому Р в 17 в. создаются необычайно глубокие по замыслу, смелые и свободные по манере рисунки Рембрандта, верные натуре Р пейзажистов Я. ван Гойена и Я. ван Рейсдала, жанристов А. ван Остаде, Г. Терборха, Г. Метсю в Голландии, полные жизни, энергичные рисунки П. П. Рубенса во Фландрии, произведения крупнейших французских рисовальщиков - острые, гротескные наброски Ж. Калло, проникнутые глубоким внутренним чувством, свободные и живописные рисунки Н. Пуссена и К. Лоррена. В Италии 17 в. академическому Р противостоят беспокойные динамичные Р мастеров барокко Л. Бернини и Гверчино. В 18 в. выдвигается ряд блестящих мастеров виртуозного, богатого тонкими наблюдениями и живописными эффектами Р - натурного, жанрового, пейзажного и т. д. (А. Ватто, Ф. Буше, Г. де Сент-Обен, Ю. Робер, О. Фрагонар во Дж. Б. Тьеполо, Ф. Гварди в Италии, Т. Гейнсборо в Англии). Выступая против изысканности Р рококо, представители классицизма 18 в. во во главе с Ж. Л. Давидом возрождают строгий, мужественный стиль Р, четкость линий и отточенную пластичность моделировки. В 19 в. традиции классицистического Р с его культом контурной линии развивает французский рисовальщик Ж. О. Д. Энгр, но в целом это направление быстро вырождается в холодный безжизненный академизм. Изучение Р старых мастеров зачастую уточняет их творческую манеру, более известную по живописным произведениям, раскрывает оттенки предварительного замысла того или иного художника, помогает проследить эволюцию художественных принципов определенных направлений, школ, стилей.

  Начиная с 19 в. стилистика Р у его ведущих мастеров все более непосредственно соотносится с общим развитием изобразительного искусства, с распространением передовых художественных идей. На рубеже 18 и 19 вв. испанец Ф. Гойя посвящает свои страстные, темпераментные, острые по исполнению Р народной жизни и освободительной борьбе. Принципы свободного, проникнутого дыханием жизни, выразительного Р утверждают французские романтики Т. Жерико и Э. Делакруа и особенно крупнейший французский рисовальщик 19 в. О. Домье, в творчестве которого острогротескные Р, разоблачающие буржуазно-дворянскую реакцию, сочетаются с мощными народными образами (Домье-карикатуристу следуют Поль Гаварни и ряд др. французских мастеров Р). Французский Р 19 в. представлен также тонкими пейзажными зарисовками К. Коро и художников барбизонской школы, реалистическими и вместе с тем широко обобщенными набросками Ж. Ф. Милле, чутко передающими момент движения, живую пластику человеческого тела листами Э. Мане, импрессионистов Э. Дега, О. Ренуара и др. Среди крупных европейских рисовальщиков 19 в. - К. Д. Фридрих, А. Менцель, В. Буш в У. Тернер, Э. Берн-Джоне, У. Моррисв Великобритании, И. Исраэлс и Я. Б. Йонгкинд в Голландии, И. Манес и М. Алеш в Чехии, А. Орловский, Я. Матейко, А. Гротгер в Польше. В конце 19 - начале 20 вв. вырабатывается специфический Р, отличающийся подчеркнутой графичностью и рассчитанный на воспроизведение в новой для той поры фотомеханической технике на страницах книг, журналов, газет. Мастерами такого Р, как правило, испытавшего влияние стиля "модерн", явились О. Диц, Т. Т. Хейне и др. в О. Бердсли и др. в Великобритании, Ф. Ропс в Бельгии. Своеобразный вклад в Р "модерна" вносят архитекторы, обратившиеся к книжной и журнальной графике и придавшие ей особый конструктивный характер (П. Беренс в И. Ольбрих в Австрии). Наряду с этим типом в искусстве постимпрессионизма развивается Р, графически адекватный содержанию и манере живописи того или иного художника (во - П. Сезанн, А. де Тулуз-Лотрек и голландец В. ван Гог, в Норвегии - Э. Мунк). С конца 19 - начала 20 вв. получает распространение политический Р, направленный против социального угнетения и нередко проникнутый революционным пафосом (Т. Стейнлен во Г. Цилле, Х. Балушек, К. Кольвиц в Ф. Мазерель в Бельгии). С начала 20 в. Р развивается под отчетливым воздействием сменяющих друг друга направлений. В Р многих художников 20 в. - представителей авангардистских направлений в искусстве (экспрессионизма, кубизма, футуризма, абстрактного искусства, сюрреализма и др.) профессиональное мастерство рисовальщиков, острая выразительность форм часто входят в противоречие с нарочитой деформацией предметного мира, самодовлеющим экспериментом. Таковы рисунки Э. Л. Кирхнера, Э. Нольде, Ж. Гроса и О. Дикса ( А. Кубина и О. Кокошки (Австрия), А. Матисса, Р Дюфи, Ж. Брака, Х. Гриса, Ф. Леже ( В 20 в. традиции реализма продолжаются в рисунках А. Фужерона, Б. Таслицкого во П. Хогарта в Великобритании, Л. Мендеса, Х. К. Ороско, Д. А. Сикейроса в Мексике, К. Портинари в Бразилии, Р Гуттузо, Д. Пурификато, А. Сальваторе в Италии, В. Зитте и В. Клемке в ГДР, Т. Кулисевича в Польше, М. Швабинского в Чехословакии, Ш. Эка в Венгрии. Мастерами острого сатирического Р являются Р Майнор, Ф. Эллис, У. Гроппер в США, Ж. Эффель во Х. Бидструп в Дании. Особое место в истории Р 20 в. принадлежит П. Пикассо во создававшего свои Р в широкой амплитуде манер (от тонко линеарной, антикизирующей до обобщенно лапидарной). Острое чувство пластического начала отличает Р скульпторов конца 19 - 20 вв. - О. Родена, А. Майоля во Э. Барлаха, Г. Кольбе в Г. Мура в Великобритании, М. Марини в Италии, Г. Маркса в ФРГ, Ф. Кремера в ГДР

  В России натурный и композиционный Р уже во 2-й половине 18 - начале 19 вв. благодаря усилиям рисовальщиков-педагогов петербургской АХ - А. П. Лосенко, Г. И. Угрюмова, А. И. Иванова, К. П. Брюллова занял важное место в художественной культуре. Классическое совершенство формы и жизненная убедительность, глубокое изучение натуры присущи рисункам О. А. Кипренского, М. И. Козловского, А. Е. Егорова, В. К. Шебуева, Ф. П. Толстого, Брюллова. Синтетизм, сочетание строгого академического начала с трепетной жизненностью, лаконические линии с живописностью тона, характерен для рисунков А. А. Иванова. Большое место в развитии искусства Р в России занимают работы жанристов, сатириков, иллюстраторов - в 18 в. И. А. Ерменева, в 19 в. поляка А. О. Орловского, А. Г. Венецианова, П. А. Федотова, украинца Т. Г. Шевченко, А. А. Агина, П. М. Шмелькова, П. П. Соколова. Подъему искусства Р в 19 в. во многом способствовала борьба за реалистическую методику его преподавания, за приближение Р к действительности, которую вели Венецианов, И. Н. Крамской и особенно П. П. Чистяков (учениками последнего были И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. М. Васнецов, В. Д. Поленов, В. А. Серов, М. А. Врубель, Д. Н. Кардовский). Р играет существенную роль в творчестве передвижников (жанровые рисунки К. А. Савицкого, В. Е. Маковского, Н. А. Касаткина, портреты работы Крамского, Н. А. Ярошенко, пейзажи А. К. Саврасова, И. И. Шишкина, Ф. А. Васильева). Точностью наблюдений, блестящим мастерством отличаются рисунки Репина, лаконичные, виртуозные рисунки Серова, натурные штудии и иллюстрации Врубеля с их живописной выразительностью и своеобразной "кубистической" штриховой моделировкой. Изощренными рисовальщиками являются мастера "Мира искусства", проявившие себя прежде всего в книжной графике, а также в портрете, пейзаже, исторической композиции (А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, Е. А. Лансере, А. П. Остроумова-Лебедева, К. А. Сомов, И. Я. Билибин, А. Я. Головин, Б. М. Кустодиев, Н. К. Рерих, Г. И. Нарбут, С. В. Чехонин). История и жизнь народов СССР определили новое содержание сов. Р Опираясь на реалистические традиции искусства, руководствуясь методом социалистического реализма, сов. художники развивают своеобразные виды станкового Р - композиционный Р (часто составляющий серии и циклы) на темы социалистического строительства, героической истории сов. народа, борьбы народов за мир (Д. А. Шмаринов, Е. А. Кибрик, В. А. Серов, Б. И. Пророков, К. И. Финогенов, А. М. Лаптев, П. В. Мальков, Н. А. Пономарев и др.), портретный Р вождей и деятелей СССР, рабочих, колхозников, интеллигенции, комсомольцев, воинов Советской Армии (Н. И. Альтман, Н. А. Андреев, И. И. Бродский, Г. С. Верейский, Н. П. Ульянов, Д. Н. Кардовский, Е. А. Кацман, А. И. Лактионов, В. А. Фаворский и др.), пейзаж (В. В. Мешков, А. А. Дейнека и др.), а также жанр художественно-документальной зарисовки, иллюстрации произведений советской и классической литературы (Лансере, Кустодиев, Кукрыниксы, Шмаринов, Б. А. Дехтерев, А. Ф. Пахомов, В. М. Конашевич, Д. И. Митрохин, П. В. Митурич, Н. А. Тырса, Е. И. Чарушин, Н. Н. Купреянов, С. В. Герасимов, М. С. Родионов, Н. Н. Жуков, В. В. Лебедев, Д. А. Дубинский, О. Г. Верейский, В. Н. Горяев). В Великую Отечественную войну 1941-45 был создан особый тип фронтового Р, глубоко патриотично запечатлевший подвиг сов. людей и трагические сцены пережитых ими бедствий. Широко распространен жанр путевых зарисовок, документально точно повествующий о повседневной жизни и быте сов. страны и народов зарубежных стран. Искусство Р успешно развивается во всех республиках СССР (В. И. Касиян, М. Г. Дерегус на Украине, С. Г. Романов в Белоруссии, А. Азимзаде в Азербайджане, И. М. Тоидзе в Грузии, М. М. Абегян в Армении, А. Н. Волков в Узбекистане, Л. А. Ильина в Казахстане и др. Важное агитационно-политическое значение приобрели с первых лет Великой Октябрьской социалистической революции плакат, карикатура, газетно-журнальная графика (В. В. Маяковский, Д. С. Моор, В. Н. Дени, М. М. Черемных, Кукрыниксы, Б. Е. Ефимов, А. М. Каневский, Л. В. Сойфертис и др.).

 

  Лит.: Сидоров А. А., Р старых русских мастеров, М. - Л., 1956; его же. Р русских мастеров. (Вторая половина XIX века), М., 1960; Соловьев А. М., Смирнов Г. Б., Алексеева Е. С., Учебный рисунок, М., 1953; Гращенков В. Н., Р мастеров итальянского Возрождения, (М., 1963): Виппер Б. Р, Статьи об искусстве, (М., 1970); Флекель М. И., Великие мастера рисунка, М., 1974; Meder J., Die Handzeichnung. lhre Technik und Entwicklung, 2 Aufl., ., 1923; Grassi L.; Storia del disegno, Roma, 1947; Boekhoff Н., Winzer ., Das grosse Buch der Graphik, Braunschweig, 1968; Kenin R., The art of drawing from the dawn of history to the era of the impressionnists. . . - L., 1974. см. также библиографию к ст. Графика.

  А. А. Сидоров.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 25.04.2024 23:18:25