Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Реквием

Реквием (далее Р) (от первого слова латинского текста: "Requiem aeternam dona eis, Domine" - "Покой вечный дай им, господи"), траурная заупокойная месса, посвященная памяти усопших. От торжественной католической мессы отличается отсутствием некоторых частей ("Глориа", "Кредо"), вместо которых вводятся другие ("Р" вначале, далее "Диес ире", "Туба мирум", "Лакримоза" и др.). Композиторы 15-16 вв. создавали Р в виде циклических полифонического склада хоровых произведений а капелла, основанных на мелодиях григорианского хорала. В 17-18 вв. Р превратился в крупное произведение для хора, солистов и оркестра, обычно не связанное с мелодиями григорианского хорала; полифонические средства выразительности стали сочетаться в нем с гомофонно-гармоническими. Р в его наиболее выдающихся образцах приобрел внекультовое значение и, как правило, исполняется в концертных залах. Всемирную известность получил Р Моцарта (1791), законченный его учеником Ф. Зюсмайром. В 19 в. к жанру Р обращались Л. Керубини, Ф. Лист, А. Брукнер, А. Дворжак и др.; наиболее выдающиеся Р этого времени принадлежат Г. Берлиозу (1837) и Дж. Верди (1874). Особое место занимает "Немецкий реквием" Брамса (1868), написанный на немецкий текст. Р создают и современные композиторы. В их числе "Военный реквием" Бриттена, в котором литургический латинский текст сочетается со стихотворениями У. Оуэна. Лишены всякой связи с литургическим текстом Р советских композиторов - "Симфония-реквием памяти В. И. Ленина" Кабалевского (1933), его же Р, посвященный памяти жертв фашизма (1963), и др.

  Лит.: Schnerich A., Messe und Requiem seit Haydn und Mozart, . - Lpz., 1909.

  Б. В. Левик.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 28.03.2024 11:31:13