Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Регулирование дорожного движения

Регулирование дорожного движения (далее Р) система организационно-технических мероприятий, направленных на повышение скорости и безопасности движения. Сущность Р заключается в том, чтобы обязывать, запрещать или рекомендовать водителям транспорта и пешеходам действия в интересах обеспечения скорости и безопасности.

  В СССР Р осуществляется в основном с помощью светофорной сигнализации (см. Светофор дорожный), дорожных знаков, разметки (см. Разметка дорожная), а также распорядительных действий работников Госавтоинспекции. Мероприятия по регулированию движения разрабатываются на основе изучения особенностей транспортных и пешеходных потоков на улицах и дорогах и всестороннего анализа причин дорожно-транспортных происшествий. Основу Р в СССР составляют Правила дорожного движения, которыми устанавливаются пределы скорости, запрещение или ограничение обгонов, остановок и стоянок, поворотов и т. п., вводится одностороннее движение.

  Развитие Р началось в 1868, когда в Лондоне появилась первая установка семафорного типа, управляемая при помощи системы приводных ремней. Впоследствии эта установка была оснащена красными и зелеными фонарями, работавшими на светильном газе. Первые электрические светофоры появились в США в 1914. В СССР светофоры применяются с 1924.

  В 20-х гг. в США были внедрены автоматы для переключения сигналов светофоров — контроллеры, которые работали по одной или нескольким программам, автоматически включаемым в заданное время (с учетом изменения интенсивности движения в течение суток).

  Для рационального Р разрабатываются обычно программа для часов "пик", для дневного периода спада движения и ночная программа. Наиболее совершенны системы с обратной связью, изменяющие длительность сигналов светофора с учетом интенсивности и плотности движения на пересекающихся улицах. Они состоят из транспортных (датчиков), регистрирующих проходящие автомобили, устройств для анализа поступающей от информации и выработки на этой основе команд по управлению светофорной сигнализацией, исполнительных устройств, непосредственно переключающих сигналы светофора. Системы регулирования с обратной связью получают все большее распространение. Они применяются для регулирования движения на сложных перекрестках с интенсивным движением, для координированного управления светофорной сигнализацией на магистрали ("зеленая волна"), для управления движением в районе или городе.

  В крупных автоматизированных системах регулирования применяют ЭВМ, что позволяет примерно на 20—25% повысить скорость движения и на 10—15% снизить количество дорожно-транспортных происшествий. В СССР первая экспериментальная система с использованием ЭВМ была внедрена в 1968 в Москве в районе Серпуховской заставы. С учетом опыта эксплуатации этой системы для Москвы в 60-х гг. разработана общегородская система телеавтоматического регулирования транспорта ("СТАРТ"), которая рассчитана на управление светофорной сигнализацией на 1000 перекрестках. В Алма-Ате в 1975 пущена в эксплуатацию 1-я очередь автоматизированной системы регулирования движения (система "ГОРОД").

  Автоматизированные системы регулирования обеспечивают не только управление сигналами светофоров, но и управляют т. н. многопозиционными дорожными знаками, изображение на которых автоматически изменяется с учетом конкретной ситуации движения.

  Одно из перспективных направлений в области Р — перераспределение транспортных потоков на сети улиц с учетом степени их загрузки. Развитие техники регулирования создает реальные предпосылки для внедрения этого метода в практику Р См. также Организация движения автотранспорта.

  Лит.: Руководство по регулированию дорожного движения в городах, М., 1974.

  В. В. Лукьянов.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 18.04.2024 07:03:01