|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Реализация продукции | Реализация продукции (далее Р) поступление изготовленной продукции в народно-хозяйственный оборот с оплатой ее по существующим ценам. Реализованной считается продукция, отпущенная за пределы промышленного предприятия и оплаченная потребителем, сбытовой или торгующей организацией. Факт Р свидетельствует о том, что произведенная продукция необходима народному хозяйству для удовлетворения определенных общественных потребностей. Объем Р определяет степень участия предприятий и отраслей народного хозяйства в процессе социалистического расширенного воспроизводства. Р является важнейшим экономическим показателем, характеризующим хозяйственно-финансовую деятельность промышленных предприятий, производственных объединений, министерств и ведомств.
Р по основной номенклатуре утверждается производственным предприятиям вышестоящей организацией в натуральном и стоимостном выражении, включая показатели качества (см. Качество продукции). Количественные задания по Р устанавливаются на основе разрабатываемых плановыми органами и министерствами соответствующих материальных балансов. Для оценки качества реализуемой продукции определяются: объем и удельный вес продукции, качество которой находится на уровне лучших отечественных и зарубежных изделий соответствующего вида; объем и удельный вес изделий, аттестованных Государственным знаком качества ; показатели сортности и др.
В плановый объем Р включается стоимость предназначенных к поставке потребителям и подлежащих оплате в планируемом периоде готовых изделий и полуфабрикатов собственного производства, а также работ промышленного характера, включая капитальный ремонт своего оборудования и транспортных средств, реализацию продукции своему капитальному строительству и непромышленным хозяйствам, находящимся на балансе предприятия. При определении планового объема Р учитывается также изменение остатков: нереализованной продукции на начало и конец планируемого периода; готовых изделий на складе; товаров отгруженных, но не оплаченных, и т.д. В объем Р не включается выручка от непромышленной деятельности предприятия (строительства, жилищно-коммунального хозяйства, подсобных с.-х. предприятий).
Объем Р рассчитывается, как правило, по заводскому методу, т. е. в стоимость планируемых к реализации готовых изделий и полуфабрикатов не включается та их часть, которая поступает во внутризаводской оборот и используется на собственные нужды предприятия. Для определения объема Р в производственных объединениях, комбинатах и фирмах, состоящих из нескольких заводов и фабрик, не имеющих самостоятельного баланса, из совокупного объема Р всех предприятий, входящих в данное объединение, исключается внутризаводской оборот. Общий объем Р по отрасли определяется как сумма объемов реализованной продукции всех входящих в ее состав предприятий.
Плановый объем Р определяется в оптовых ценах предприятий, принятых в плане (без налога с оборота), с учетом установленных в прейскурантах доплат и скидок, а в некоторых случаях — по неизменным ценам, применяемым для исчисления объема товарной продукции.
Фактический объем Р определяется: а) в ценах, фактически действующих в отчетном периоде (для определения размеров фактической прибыли от реализации); б) в оптовых ценах предприятий, принятых в плане (для оценки выполнения плана и темпов роста производства в сопоставимых ценах и для определения размеров фондов экономического стимулирования в соответствии с уровнем выполнения плана).
В народно-хозяйственной практике продукция считается реализованной после поступления оплаты за нее от покупателя или заказчика на расчетный счет или на спецссудный счет предприятия-поставщика. При расчетах путем зачета взаимных требований продукция считается реализованной после отражения результатов зачета на счетах предприятия-поставщика. Продукция, отпущенная своему капитальному строительству, учитывается на счете реализации по мере оплаты ее банком с соответствующих счетов финансирования капитальных вложений. Остальные работы промышленного характера включаются в объем Р со дня отражения предприятием стоимости этих работ на счете реализации.
Основные направления увеличения объема Р: выпуск продукции более высокого качества, пользующейся повышенным спросом у потребителей; увеличение количества выпускаемой продукции; улучшение работы снабженческо-сбытовых и финансовых служб предприятий; совершенствование кредитных и расчетных отношений; экономически обоснованная политика цен (см. в статьях Цена и Ценообразование).
Объем Р как важнейший экономический показатель устанавливается предприятиям в соответствии с решениями Сентябрьского (1965) пленума ЦК КПСС. Показатель Р существенно отличается от ранее утверждавшегося предприятиям показателя валовой продукции (см. Валовая продукция промышленного предприятия). Он позволяет более эффективно использовать товарно-денежные отношения при обосновании планов промышленных предприятий, темпов и пропорций развития отраслей, способствует повышению качества изделий, побуждает плановые органы, хозяйственные организации и предприятия заниматься изучением народно-хозяйственных потребностей и спроса населения. Выполнение и перевыполнение предприятием государственного плана по Р непосредственно влияет на рентабельность и величину отчислений от прибыли в фонды экономического стимулирования предприятия.
Лит.: Котов В. Ф., Планирование реализации продукции, прибыли и рентабельности в промышленности, М., 1969: Основы и практика хозяйственной реформы в СССР, под ред. Н. Е. Дрогичинского, В. Г. Стародубровского, М., 1971; Планирование народного хозяйства СССР, под ред. Л. Я. Берри, 2 изд., М., 1973.
В. Ф. Пархоменко.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 23.12.2024 02:41:58
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|