|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Реактивное топливо | Реактивное топливо (далее Р) топливо для авиационных реактивных двигателей. В качестве Р наибольшее применение нашли керосиновые фракции, получаемые прямой перегонкой из малосернистых (например, отечественное топливо марки Т-1) и сернистых (ТС-1) нефтей. Для производства топлив, обладающих повышенной термической стабильностью (например, отечественное топливо РТ, зарубежные А, А-1, В), фракции прямой перегонки подвергают гидроочистке. В производстве Р используются также компоненты гидрокрекинга и демеркаптанизации.
Основные физико- показатели реактивного топлива, выпускаемого в СССР Показатель | Сорт топлива | Т-1 | ТС-1 | термостабильные | РТ | Т-6 | Плотность (кг/м3) при 20 °С, не менее | 800 | 775 | 775 | 840 | Фракционный состав: |
|
|
|
| 10% перегоняется при температуре (°С), не выше | 175 | 165 | 175 | 195 | 98% перегоняется при температуре (°С), не выше | 280 | 250 | 280 | 315 | Теплота сгорания низшая, кдж/кг (ккал/кг), | 43050 (10250) | 43050 (10250) | 43260 (10300) | 43260 (10300) | Температура начала (°С), не выше | -60 | -60 | -60 | -60 | Общее содержание серы (%), не более | 0,10 | 0,25 | 0,10 | 0,05 | Содержание меркаптановой серы (%), не более | - | 0,005 | 0,001 | - |
Важнейшими показателями Р являются плотность и теплота сгорания (см. табл.), определяющие дальность полета. Р должно иметь высокую термическую стабильность, особенно если оно применяется на сверхзвуковых самолетах, в баках которых топливо может нагреваться до 150-200 °С и выше. Высокая термическая стабильность достигается очисткой топлива от неуглеводородных примесей (сернистых, соединений), например путем обработки (см. Очистка нефтепродуктов). При этом одновременно обеспечивается и низкая коррозионная агрессивность Р К очищенным сортам топлива для повышения их стабильности при хранении добавляются антиокислители (до 24 мг/л) и деактиваторы металлов (6 мл/л). В Р содержится растворенная вода (до 0,008-0,01% при обычных температурах), которая при изменении условий может выделяться из топлива и вызывать электрохимическую коррозию топливной аппаратуры, а также образовывать льда. Поэтому в Р вводятся ингибиторы коррозии (см. Ингибиторы химические) (10-45 мг/л) и антиобледенительные присадки (0,1-0,3 объемного %); добавляются также присадки, предотвращающие накопление статического электричества и повышающие противоизносные свойства топлив.
Лит.: Нефтепродукты, под ред. Б. В, Лосикова, М., 1966; Зрелов В. Н., Пискунов В. А., Реактивные двигатели и топливо, М., 1968; Зарубежные топлива, масла и присадки, под ред. И. В. Рожкова, Б. В. Лосикова, М., 1971.
И. В. Рожков. |
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 23.12.2024 02:36:53
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|