Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Расин Жан

Расин (далее Р) (Racine) Жан (21.12.1639, Ферте-Милон, графство Валуа, ныне департамент Эн, - 21.4.1699, Париж), французский драматург, член Французской академии (1673). Сын чиновника. Отойдя от янсенистов (см. Янсенизм), в школах которых получил образование, сочинил оды, был приближен ко двору. Ранняя трагедия "Фиваида, или Братья-враги" (пост. и изд. в 1664). Единственная комедия Р. "Сутяги" (пост. 1668, изд. 1669) высмеивает французский суд. Новую страницу в историю французской драматургии и театра вписала трагедия "Андромаха" (пост. 1667, изд. 1668). Выступив после П. Корнеля, Р. создал классицистскую трагедию любовных страстей, выдвинувшую на первый план нравственную проблематику и отличавшуюся проникновенным изображением страдающего человека.

  Тонкий и точный психологизм раскрывает драму внутренне раздвоенной личности, мятущейся между долгом и страстью, любовью и ненавистью. Наиболее глубоко и поэтично рисует Р. душевный мир женщин - ведущих персонажей его произведений.

  Трагедии поэта строятся естественно и просто, подчиняясь внутренней логике чувств героев. Поэтому характеры и слово приобретают у Р. особенно большое значение, тогда как внешнее действие сводится почти на нет и легко укладывается в рамки трех единств. В то же время эта строго организованная форма предельно насыщена бушующими в ее рамках страстями, ослепляющими человека, превращающими его, вопреки собственной воле и разуму, в преступника и тирана, в жертву своей необузданности. Идеальные героини Р., напротив, стойко противостоят слепым страстям и произволу, готовы пожертвовать собой, чтобы сохранить верность нравственному долгу и спасти свою душевную чистоту.

  Государство обычно предстает у Р. как начало деспотическое, близкое к восточной тирании, под игом которого гибнет все светлое и добродетельное. Яркая политическая трагедия поэта "Британник" (пост. 1669, изд. 1670) изображает рождение тирана. Дворянская природа абсолютной монархии обнаруживается здесь особенно ясно.

  Ровский идеал самоотречения, выражавший веру поэта в нравственную и общественную необходимость ограничения человеком своих личных стремлений, наиболее явно воплощен в трагедии "Береника" (пост. 1670, изд. 1671), воспевающей отречение всех ее героев от страсти. Но и здесь в центре оказываются страдания, которые влечет за собой исполнение требований государства, а последующие трагедии Р. снова строятся на конфликте между монархическим деспотизмом и его жертвами ("Баязет", пост. и изд. 1672; "Митридат", пост. и изд. 1673; "Ифигения в Авлиде", пост. 1674, изд. 1675). В "Федре" (пост. и изд. 1677) Р. с большой силой раскрыл трагедию высоконравственной женщины, ведущей тяжкую борьбу с одолевающей ее преступной страстью. Величайшая трагедия поэта свидетельствовала о кризисе расиновского идеала самоотречения и таила в себе предощущение кризиса всего старого миропорядка.

  Жизненная правда и сила изображенных Р. страстей и раньше шокировала придворные круги. Особенно возмутила их "Федра". Р. обвинили в безнравственности и провалили первые постановки пьесы. Он прекратил писать для театра. Это было связано и с новым обращением поэта к янсенизму. К драматургии Р. вернулся после 12-летнего перерыва, сочинив трагедию "Эсфирь" (пост. и изд. 1689) для воспитанниц Сен-Сирского монастыря. Поэт взывал к религиозной терпимости. Новый жанр религиозно-политической драмы четко определился в трагедии на библейский сюжет "Гофолия" (пост. 1690, изд. 1691), завершающейся вооруженным восстанием народа против властителя-деспота. Здесь любовная тема полностью вытеснена актуальным общественным содержанием. Предвосхитив просветительскую трагедию 18 в., Р. и в библейских драмах остался верен основным принципам своей поэтики: правдоподобие, экономия художественных средств и др. Благородной простотой отличается и язык Р. Завершают литературную деятельность Р. "Духовные песни" (1694) и "Краткая история Пор-Рояля" (изд. 1742). Крупнейший поэт классицизма, Р. оказал огромное влияние на всех представителей этого направления у себя на родине и за ее пределами. Его творчество сохраняло все свое значение и в годы Великой французской революции.

  В конце 18 - начале 19 вв. на русский язык было переведено большинство трагедий Р. Роль Федры стала одной из коронных ролей Е. С. Семеновой. Высоко оценили трагедии Ра А. С. Пушкин и А. И. Герцен. В 1921 в новом переводе В. Я. Брюсова "Федра" была поставлена московским Камерным театром с А. Г. Коонен в главной роли.

  Соч.: CEuvres, t. 1-5, Р., 1931; CEuvres complètes. éface de . Clarac, ., (1969); éâtre complet (Texte établi, avec préf., notices et notes, par M. Rat). ., 1963; в рус. пер. - Соч., т. 1-2, М. - П., 1937; Федра, пер. В. Брюсова, предисл. Г. Бояджиева, М. - Л., 1940; Сутяги, Л. - М., 1959.

  Лит.: Мокульский С., Р, Л., 1940; Гриб В. ., Р, в его книга: Избр. работы, М., 1956; Шафаренко И., Ж. Р, в книга : Писатели М. , 1964; Lemaître J., Jean Racine, ., (1908); Vossler ., J. Racine, Münch., 1926; Momet D., J. Racine, ., 1944; Bonzon A., nouvelle critique et Racine, ., 1970; Eigeldinger M., mythologie solaire dans l"oeuvre de Racine, Gen., 1970; Roubine J. J., Lectures de Racine, ., (1971); Turnell M., J. Racine-dramatist, L., (1972) (лит.); Pocock G., Corneille and Racine. Problems of tragic form, L. - . ., 1973 (лит.).

  И. Л. Финкельштейн.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 16:23:19