|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
 |
Раса (категория древнеинд. поэтики) | Раса (далее Р) (санскр., буквально- вкус), одна из основных категорий древнеиндийской поэтики. В широком смысле означает эстетическое наслаждение, восприятие. В трактате "Натьяшастра" (приблизительно 2-4 вв.) сформулировано учение о путях достижения эстетического наслаждения в процессе театрального представления. "Натьяшастра" определяет эротическую, комическую, гневную, героическую, горестную Р (категория древнеинд. поэтики), а также Р (категория древнеинд. поэтики) страха, отвращения и удивления. Философ Абхинавагупта (10-11 вв.) в трактате "Абхинавабхарати" сформулировал учение Р (категория древнеинд. поэтики), согласно которому Р (категория древнеинд. поэтики) соотносятся с основными эмоциональными комплексами, находящимися в подсознании у каждого человека. Обычно эти комплексы обнаруживают себя как простые чувства (любовь, гнев, горе и т.д.), но под влиянием эстетического объекта, не способного вызвать эгоистического желания и эмоции, они трансформируются в Р (категория древнеинд. поэтики), доставляющие только наслаждение. Непременным условием возникновения Р (категория древнеинд. поэтики), по Абхинавагупте, является невольное отождествление эстетического субъекта (читателя или зрителя) с эстетическим объектом (героями поэмы, драмы и т.д.), отчего эстетический объект воспринимается вне связи с конкретными личностями и событиями. Основным средством возбуждения Р (категория древнеинд. поэтики) признается дхвани. Концепция "дхвани-раса" стала кардинальной доктриной средневековой поэтики.
Лит.: История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли, т. 1, М., 1962; Гринцер П. А., Теория эстетического восприятия ("раса") в древнеиндийской поэтике, "Вопросы литературы", 1966, № 2; Анандавардхана. Дхваньялока ("Свет дхвани"). Пер. с санскрита, введение и комментарий Ю. М. Алихановой, М., 1974; Gnoli R., The aesthetic experiens according to Abhinavagupta, Roma, 1956.
П. А. Гринцер.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
 |
 |
 |
|
|
Новости 23.02.2025 14:49:11
|
|
|
 |
|
|
 |
 |
 |
|