|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Размер стихотворный | Размер стихотворный (далее Р) форма стихотворного ритма, последовательно выдержанная на протяжении стихотворного произведения или его отрывка. В силлабическом стихосложении Р определяется числом слогов (8-сложный стих, 11-сложный стих); в тоническом стихосложении - числом ударений (3-ударный стих, 4-ударный стих); в метрическом стихосложении и силлабо-тоническом стихосложении - числом стоп (3-стопный ямб, 4-стопный дактиль). Обычно различаются понятия метр (определяющий ритмическое строение стиха, например ямб), Р (определяющий длину стиха, например 4-стопный ямб) и разновидность Р (определяющая дополнительную специфику ритма, например 4-стопный ямб со сплошными мужскими окончаниями или чередование 4-стопного и 3-стопного ямба). Однако эта терминология еще не вполне установилась (в частности, термины "метр" и "Р" иногда употребляются как синонимы).
Различные Р по-разному соотносятся с членением речи на синтагмы и колоны и, следовательно, с ее интонационным строением. Ближе всего совпадают со средним объемом колона, допускают наиболее естественные и разнообразные интонации и поэтому наиболее употребительны в русской поэзии Р с длиной строки в 8-9 слогов (4-стопные хорей и ямб, 3-стопные дактиль, анапест и амфибрахий); более короткие Р звучат отрывисто, более длинные - торжественно и плавно. Эти естественные особенности во взаимодействии с историко-литературными традициями определяют тяготение отдельных Р к тем или иным жанрам и темам. Так, 6-стопный ямб с парной рифмовкой (александрийский стих) в русской поэзии 18 в. употреблялся преимущественно в "высоких" жанрах классицизма (поэма, трагедия, дидактическое послание и др.), в 19 в. - в стихах на античные темы ("антологическая лирика" А. А. Фета, А. Н. Майкова и др.) и в меньшей степени на гражданские темы ("Элегия" Н. А. Некрасова), а в 20 в. теряет эти области применения и остается почти неупотребителен. Так, 4-стопный ямб со сплошными мужскими рифмами употреблялся почти исключительно в стихах, связанных (хотя бы пародически) с романтической традицией ("Шильонский узник" В. А. Жуковского, "Мцыри" М. Ю. Лермонтова, "На Волге" и "Суд" Некрасова, "Мурманские дневники" К. М. Симонова).
В зависимости от популярности различных жанров и освоения различной тематики употребительность разных Р в истории русской поэзии менялась. В силлабической поэзии 17-18 вв. господствовали размеры 11- и 13-сложный. В силлабо-тонической поэзии 18 в. безраздельно господствовали 6-стопный ямб, 4-стопный ямб, вольный ямб и 4-стопный хорей. В 1-й половине 19 в. постепенно входят в употребление 5-стопный ямб и трехсложные размеры (дактиль, амфибрахий, анапест, сначала чаще 4-стопные, потом 3-стопные). Во 2-й половине 19 в. складываются относительно устойчивые пропорции употребления Р в русской лирике: около четверти всех стихотворений пишется 4-стопным ямбом, четверть - остальными ямбическими Р, четверть - хореями, четверть - 3-сложнымн размерами. В 20 в. в употребление входят несиллабо-тонические размеры - дольник (3- и 4-иктный), акцентный стих (3- и 4-ударный) и др.; в остальном пропорции групп Р остаются теми же, хотя отдельные Р к настоящему времени почти сходят со сцены (вольный ямб, 6-стопный ямб), а иные, наоборот, усиленно развиваются (5-стопный хорей).
Лит. см. при ст. Стихосложение.
М. Л. Гаспаров.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 25.12.2024 22:31:38
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|