Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Радиопромышленность

Радиопромышленность (далее Р) отрасль машиностроения, производящая оборудование и аппаратуру для средств телефонной, телеграфной и радиосвязи, средств радиовещания и телевидения, радиолокации, радионавигации, систем радиоуправления летательными аппаратами и др. (см. Радиотехника). Развитие Р в значительной мере способствует техническому прогрессу во всех областях народного хозяйства, науки и техники, укреплению обороноспособности государства.

  В дореволюционной России Р имела низкий уровень развития; большая часть необходимой радиоаппаратуры покупалась за границей.

  В СССР в первые годы Советской власти была разработана программа создания современной отечественной Р Одним из первых декретов Советского правительства был декрет "О централизации радиотехнического дела". В 1918 в Нижнем Новгороде (ныне г. Горький) создана Нижегородская радиолаборатория - первая советская радиотехническая научно-исследовательская организация, где по инициативе В. И. Ленина была изготовлена радиоаппаратура для первой мощной радиотелефонной станции в Москве.

  Наиболее интенсивными темпами Р развивалась в 30-е гг. в связи с производством и совершенствованием сверхвысоких частот техники и высокочувствительных фототелеграфных приборов (см. Фототелеграфия). Были построены новые и расширены старые радиотехнические предприятия, освоено серийное производство многих новых видов радиоаппаратуры, в том числе и радиотоваров народного потребления. В послевоенные годы Р продолжала развиваться опережающими темпами по сравнению с др. отраслями промышленности страны. С 50-х гг. в связи с массовым внедрением полупроводников в производство в Р осуществлялся переход от "первого поколения" радиоаппаратуры (на основе электровакуумных приборов) ко "второму" (на полупроводниковых приборах), а затем с 60-х гг. и к "третьему поколению" (на интегральных схемах).

  Основные особенности современной Р: развитие большого количества взаимосвязанных научно-технических направлений, ускоренное обновление выпускаемой продукции, переход от производства отдельных изделий к созданию сложных комплексов и систем, объединяющих в одно целое множество разнообразной аппаратуры, приборов и устройств (единой автоматизированной системы связи страны, единой системы спутниковой связи, единой системы управления воздушным движением, автоматизированных систем управления). Р насчитывает большое число промышленных предприятий и объединений, научно-исследовательских и конструкторских организаций (завод "ВЭФ" в Риге, производственные объединения "Красная заря" и им. Козицкого в Ленинграде, производственные объединения им. Попова в Риге, "Электрон" во Львове и многие др.). Радиоаппаратура широко применяется во всех областях народного хозяйства, науки и техники, культуры и просвещения. С помощью средств радиоэлектроники осуществляется надежная связь с отдаленными районами страны, автоматизируются производственно-технологические процессы, управляются космические корабли, исследуются др. планеты. Посредством отечественной радиоаппаратуры проводились корректировка траектории и прием сигналов первых искусственных спутников Земли, получены изображения обратной стороны Луны, велась телевизионная передача первого выхода человека в космос, осуществлялась мягкая посадка космических станций на Луне, Венере и Марсе, передача информации с этих планет. На предприятиях Р СССР создана аппаратура для спутников связи "Молния" и приемных телевизионных пунктов системы "Орбита", а также оборудование для телецентров.

  Быстрыми темпами растет производство бытовых радиоизделий: радиоприемников (в т. ч. транзисторных), телевизоров (в т. ч. с цветным изображением), радиол, и т.д. (см. табл. 1).

Табл. 1. - Производство радиоприемников и телевизоров в СССР



1940

1950

1960

1974

Радиоприемники и радиолы широковещательные, тыс. шт.

160

1072

4165

8753

Телевизоры широковещательные, тыс. шт.

0,3

11,9

1726

6570

 

  В сферу Р входит разработка технической политики, совершенствование конструкционных схем и др. видов продукции, предназначенной для удовлетворения культурно-бытовых потребностей населения (магнитофоны, электрофоны и др.).

  В результате роста производства продукции Р и увеличения доходов населения расширяется объем продаж радиотоваров и повышается обеспеченность населения радио- и телеаппаратурой (см. табл. 2).

Табл. 2. - Объем продаж важнейших радиотоваров и обеспеченность населения СССР радио- и телеаппаратами



1960

1965

1970

1974

Общий объем продаж радиотоваров через государственную и кооперативную торговлю (в городской и сельской местности; в целом за год), тыс. шт.









  радиоприемники и радиолы

4179

4980

5870

6556

  телевизоры

1488

3338

5580

6044

Обеспеченность населения радио- и телеаппаратами (на конец года), шт.









  в среднем на 100 семей:

  радиоприемники и радиолы


46


59


72


77

  телевизоры

8

24

51

71


  в среднем на 1000 жителей:

  радиоприемники и радиолы


129


165


199


223

  телевизоры

22

68

143

207

 

Табл. 3. - Производство радиоприемников и телевизоров в развитых капиталистических странах (1973), тыс. шт.



США

Япония

ФРГ

Великобритания


Радиоприемники*

22250

28300

5750

1350

3450

Телевизоры

15000

14416

3800

3280

1630

* Включая радиолы и автомобильные радиоприемники.

  Р успешно развивается в зарубежных социалистических странах (ГДР, ЧССР, ВНР, ПНР и др.), с которыми СССР осуществляет тесное сотрудничество в этой области в процессе социалистической экономической интеграции. Производство радиоприемников составило в странах - членах СЭВ (тыс. шт.): в 1973 в НРБ - 71, ВНР - 199, ГДР - 983; в 1974 в ПНР - 1419, СРР - 602, ЧССР - 198; телевизоров (бытовых) (тыс. шт.): в 1973 в НРБ - 74, ГДР - 454; в 1974 в ВНР - 395, ПНР - 896, СРР - 451, ЧССР - 409.

  В капиталистических странах Р отличается высокой степенью монополизации. В США производство радиоаппаратуры контролируется компанией "Рейдио корпорейшен оф Америка" (Radio Corporation of America, RCA), тесно связанной с концернами "Дженерал электрик" (General Electric) и "ИТТ" (International Telephone and Telegraph), в Японии - концернами "Сони", "Нэшонал", "Хитати", в Западной Европе - концернами "Филипс" (Philips, Нидерланды), "АЭГ-Телефункен" (AEG-Telefunken, ФРГ), "Сименс" (Siemens, ФРГ) и др. Созданный на основе монополистических соглашений о разделе мировых рынков и обмене патентами, международный картель охватывает почти всю Р капиталистических стран. Значительно возрос выпуск радиоаппаратуры в годы 2-й мировой войны 1939-45. В это же время началось серийное производство радиолокационной аппаратуры. В послевоенные годы высокими темпами Р развивалась в ведущих капиталистических странах, особенно в Японии, которая по общему объему производства радиоаппаратуры вышла на второе место в мире после США (см. табл. 3).

  П. В. Козлов.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 05.11.2024 17:48:48