|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Радиомаяк | Радиомаяк (далее Р) навигационный, радионавигационный маяк, передающая радиостанция, установленная в известном месте на земной поверхности или на движущемся объекте (например, самолете-заправщике) и излучающая специальные радиосигналы, параметры которых связаны с направлением излучения. Принимая сигналы Р на борту другого движущегося объекта (корабля, самолета), можно определить направление на маяк (его пеленг). Р относят к угломерным (азимутальным) радионавигационным устройствам (см. Радионавигация). В зависимости от того, ограничено или нет число направлений (курсов, зон), с которых может быть определен пеленг, различают Р направленного и всенаправленного действия. Для пеленгации простейшего направленного Р достаточно, как правило, иметь на самолете или корабле обычный радиоприемник с ненаправленной антенной. В зависимости от назначения Р делят на морские и авиационные; существуют также Р, рассчитанные на одновременное обслуживание и морских, и воздушных объектов. В соответствии с методом радиотехнических измерений выделяют Р 4 основных классов: амплитудные, фазовые, частотные и временные; наиболее распространены амплитудные Р, которые подразделяют на курсовые (зональные), пеленговые и маркерные.
Курсовые Р предназначены для задания определенных курсов в горизонтальной либо вертикальной плоскости. В первом случае Р обычно создает курсы (зоны), позволяющие ориентироваться на маяк или от него и т. о. выдерживать правильное направление движения объекта. Курсовые Р, предназначенные для задания летательным аппаратам направления снижения в вертикальной плоскости (глиссады) и называют глиссадными, позволяют правильно выдерживать траекторию движения летательного аппарата при его планировании перед посадкой. Пеленговые Р дают возможность определять пеленг на маяк путем сравнения положения вращающейся диаграммы направленности его излучения в момент отсчета пеленга с известным ее положением в др. момент времени. Маркерные Р используются для обозначения (маркировки) пунктов, важных в навигационном отношении (например, контрольных пунктов при заходе самолетов на посадку и при подходе судов к порту, пунктов излома маршрутов или фарватеров и т.д.); обычно у таких Р антенны — с узкой диаграммой направленности.
Р, работающие в диапазонах километровых и более длинных волн, имеют дальность действия до 500 км. Они обеспечивают точность пеленгации их с борта объекта ~ 1—3° (по азимуту). Всенаправленные Р, работающие в диапазонах дециметровых и сантиметровых волн, имеют дальность действия, практически ограничиваемую прямой геометрической видимостью, и обеспечивают точность определения азимута до 0,1—0,25°.
К навигационным Р условно относят также передающие радиостанции с ненаправленным излучением и с отличительными для каждой из станций сигналами (позывными); они имеют навигационное назначение и получили название ненаправленных Р Пеленгование ненаправленных Р на объекте ведется с помощью бортового радиопеленгатора. В авиации подобные Р называют приводными радиостанциями. Кроме того, к ненаправленным Р условно относят и другие радиостанции с ненаправленным излучением, имеющие различные для каждой станции опознавательные признаки (фиксированные радиочастоты, специальные позывные сигналы) и используемые наряду с их прямым назначением в навигационных целях: вещательные радиостанции, радиоакустические маяки, радиобуи, радиолокационные маяки, аварийные радиомаяки.
М. М. Райчев.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 05.11.2024 22:46:18
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|