Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Пьеро делла Франческа

Пьеро делла Франческа (далее П) (Piero della Francesca) (р. около 1420, Сан-Сеполькро, Тоскана, - похоронен 12.10.1492, там же), итальянский живописец. В 1439 работал в мастерской Доменико Венециано. Испытал влияния Мазаччо и Ф. Брунеллески, а также нидерландского искусства. Работал в Ферраре (около 1448-50), Римини (1451 и 1482), Риме (1459), Ареццо (до 1466), но преимущественно в Сан-Сеполькро и Урбино. Основные черты искусства П - величие образов, объемность форм, прозрачность колорита, последовательно перспективное построение пространства, выступают уже в произведениях 1550-х гг. ("Крещение Христа", 1450-55, Национальная галерея, Лондон; "Мадонна делла Мизерикордия", около 1450-62, Коммунальная пинакотека, Сан-Сеполькро; "Бичевание Христа", около 1455-60). В 1452-66 П создает цикл фресок в церкви Сан-Франческо в Ареццо на тему легенды о "животворящем древе креста". Эти фрески написаны в тончайшей гамме бледно-розовых, фиолетовых, красных, серых и синих тонов; обобщая объемы фигур и развертывая строго ритмизованные композиции параллельно плоскости стены и на фоне гармонически ясных ландшафтов, П добивается впечатления просветленной торжественности происходящих событий. Присущий этим произведениям дух невозмутимого внутреннего благородства обретает особую возвышенность во фреске "Воскресение Христа" (около 1463, Коммунальная пинакотека, Сан-Сеполькро). около 1465 П исполнил отмеченные чеканной остротой характеристик портреты герцога Урбинского Федериго да Монтефельтро и его супруги Баттисты Сфорца (Галерея Уффици, Флоренция): огромную роль в этих произведениях играют насыщенные светом и воздухом панорамные пейзажные фоны. В поздних работах П ("Мадонна со святыми и Федериго да Монтефельтро", около 1472-75, галерея Брера, Милан; "Рождество", около 1475, Национальная галерея, Лондон) светотень становится мягче, все большее значение в структуре произведений приобретает рассеянный свет. В последние годы жизни П написал два научных трактата: "О перспективе в живописи" (последнее изд. - Firenze, 1974) и "Книжицу о пяти правильных телах" (последнее изд. - "Atti della Realc Accademia dei Lincei. Memoric della classe di scienze morali, storiche e filologiche", serie , Roma, 1915, v. 14). Первый из них, созданный под влиянием Л. Б. Альберти, дает математическую детализацию приемов перспективы; второй содержит указания о практическом решении некоторых проблем стереометрии. Искусство П заложило основы Возрождения в живописи Средней и Северной Италии (его учеником был Л. Синьорелли, а последователями - Мелоццо да Форли и Ф. Косса), оказало влияние на венецианскую и флорентийскую школы.

  Лит.: Лазарев В. Н., П, М., (1966); LonghiR., Piero della Francesca, 3 ed., Firenze, 1963; Hendy ., Piero della Francesca and the early Renaissance, L., 1968; Clark К., Piero della Francesca, 2 ed., L., 1969.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 22.12.2024 09:53:03