Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Пропаганда

Пропаганда (далее П) (лат. propaganda — подлежащее распространению, от propago — распространяю), распространение политических, философских, научных, художественных и др. взглядов и идей с целью их внедрения в общественное сознание и активизации массовой практической деятельности. Основные элементы процесса П: ее субъект (социальная группа, интересы которой выражает П), содержание, формы и методы, средства или каналы П (радио, телевидение, печать, система лекционной П и т.д.), объект (аудитория или социальные общности, которым адресована П). Решающим для понимания процесса П являются социальные интересы ее субъекта, их соотношение с интересами общества в целом и отдельных групп, к которым обращена П Это определяет ее содержание и оказывает существенное влияние на выбор форм, методов и средств П

  В более узком смысле П обозначает один из ее видов — политическую или идеологическую П — распространение взглядов, идей и теорий с целью формирования у масс определенного мировоззрения, представлений, отражающих интересы субъекта П, и стимулирования соответствующих им практических действий. Ядром политической П является определенная классовая идеология. В современном мире выделяют два противоположных типа П: буржуазную и коммунистическую.

  Буржуазные исследователи нередко отрицают обусловленность П характером идеологии класса и пытаются представить ее как универсальное средство манипуляции массовым сознанием в интересах определенных групп. Действительно, в эксплуататорском обществе П используется господствующим классом как средство представления своего группового интереса в качестве всеобщего, искажения реального положения в собственных интересах и навязывания широким массам ложных идей, теорий, необъективной информации. Этим целям служат средства массовой коммуникации, контролируемые монополистической буржуазией и буржуазным государством. Однако введение в заблуждение и манипуляция сознанием масс — отнюдь не универсальное свойство П, а выражение лишь сущности буржуазной П, обусловленной антагонизмом классов капиталистического общества, противоречием между коренными интересами империалистической буржуазии и закономерностями современного общественного развития.

  Буржуазной П противостоит коммунистическая П, основным положения которой были сформулированы и реализованы на практике К. Марксом и Ф. Энгельсом. Они получили творческое развитие в трудах В. И. Ленина и наиболее полно изложены в его работах "Что такое “друзья народа” и как они воюют против социал-демократов?", "Наша программа", "Что делать?", "Об отношении рабочей партии к религии", "Детская болезнь ,“левизны” в коммунизме" и др.

  Коммунистическая П представляет собой научно обоснованную систему духовной деятельности, разработанную коммунистической партией. В процессе П под руководством коммунистической партии осуществляется распространение марксистско-ленинской идеологии и политики с целью просвещения, воспитания и организации масс. Характер коммунистической П обусловлен природой рабочего класса, интересы которого совпадают с интересами всех трудящихся и выражены в марксистско-ленинской идеологии и политике коммунистической партии. Основными принципами коммунистической П, определяющими ее содержание, являются: строгая научность, партийность, тесная связь с жизнью, единство пропагандистской и организаторской работы. Социальными функциями коммунистической П являются: связь коммунистической партии с рабочим классом и всеми трудящимися; соединение научного социализма, идейно-теоретической деятельности партии с рабочим движением и революционно-преобразовательной деятельностью масс; объединение и организация систематического общения национальных отрядов рабочего, коммунистического и демократического движения, а при социализме всех классов, наций и социальных групп общества в процессе их революционного творчества; координация их действий, обмен опытом и информацией о проблемах и результатах борьбы; выражение общественного мнения рабочего класса, трудящихся, их потребностей и интересов; разоблачение иллюзий и лжи буржуазной и ревизионистской П; распространение правды о социалистическом обществе.

  Организатором коммунистической П на уровне общества выступают коммунистическая партия, социалистическое государство, общественные организации трудящихся. Коммунистическая П — одно из средств руководства партией процессами революционной борьбы, социалистических и коммунистических преобразований. В ходе активного целенаправленного воздействия коммунистической П на массы вытесняются иллюзии обыденного сознания, устарелые взгляды и традиции и утверждаются научные представления и программы практических действий, наиболее полно выражаются потребности переживаемого этапа общественного развития, в соответствии с которым видоизменяются формы и задачи П Коммунистическая П стремится пробудить активность трудящихся масс и каждого человека, вовлекая их в практическую борьбу за социализм и коммунизм. В П как процессе распространения идей научного социализма в массах выделяют две относительно самостоятельные фазы и соответствующие им формы деятельности: П и агитацию. В этом случае понятие "П" означает распространение идей, теоретических знаний, выражающих основное содержание идеологии, в отличие от агитации, которая является более популярным изложением одной из идей, актуальной для современного движения и ставшей непосредственной задачей практики масс.

  Коммунистическая П не может успешно функционировать и развиваться без постоянной, организованной обратной связи, т. е. изучения духовных потребностей, интересов, общественного мнения, настроения масс и изменения этих факторов под влиянием объективных условий и пропагандистского воздействия. В современный период такое изучение приобретает особенно важное значение вследствие роста идеологической зрелости, компетентности, активности и инициативы масс, мнения и суждения которых важны не только для оценки эффективности П и корректирования пропагандистского процесса, но и служат важным источником познания процессов общественного развития и выработки форм управления ими. Обратная связь в системе коммунистической П выполняет важную роль в процессе дальнейшей демократизации социалистического общества. Значение обратной связи возрастает и вследствие развития средств массовой П и информации (печать, радио, телевидение и др.), в которых отсутствует элемент непосредственного общения между объектом П и аудиторией.

  Важное значение в повышении эффективности П имеет знание психологических механизмов восприятия пропагандистского воздействия, что связано с формированием системы социальных установок, избирательного отношения к информации со стороны аудитории, которой адресована П Одно из условий эффективности П — подкрепление распространяемых знаний, идей и взглядов практической деятельностью масс. Поэтому существенные принципы партийной П — ее конкретность, объективный анализ социальной действительности, показ реальных достижений и критика существующих недостатков и трудностей в достижении поставленных целей. Центральная задача коммунистической П — формирование у трудящихся марксистско-ленинского мировоззрения, высоких идейно-политических качеств, норм коммунистической морали, сознательного творческого участия каждого в процессе социалистического и коммунистического преобразования общества (см. также ст. Партийное просвещение). Степень реализации этой цели выступает общим критерием эффективности коммунистического П, а ее общим показателем — уровень социальной активности масс.

  Лит.: Ленин В. И., Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения, Полное собрание соч., 5 изд., т. 6; Плеханов Г. В., Русский рабочий в революционном движении, Соч., т. 3, М. — Л., 1928; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Ядов В., Тайна лжи. Заметки о теории и методах буржуазной пропаганды, М., 1963; Степаков В. И., Партийной пропаганде — научные основы, М., 1967; Арбатов Г. А., Идеологическая борьба в современных международных отношениях. Доктрина, методы и организация внешнеполитической пропаганды империализма, М., 1970; Вопросы теории и практики партийной пропаганды, М., 1971; Вопросы теории и методов идеологической работы, в. 1—2, М., 1972—73; Ефимов А. Г., Поздняков П В., Научные основы партийной пропаганды, М., 1966; Психологическая война. Сб. ст., (пер. с польск.), М., 1972; Шерковин Ю. А., Психологические проблемы массовых информационных процессов, М., 1973.

  В. Ф. Праваторов.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 09:01:20