Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Прокофьев Сергей Сергеевич

Прокофьев (далее П) Сергей Сергеевич (11(23).4.1891, Сонцовка, ныне село Красное Красноармейского района Донецкой области, — 5.3. 1953, Москва), советский композитор, пианист и дирижер, народный артист РСФСР (1947). Родился в семье агронома. Заниматься музыкой начал с 5 лет под руководством матери, летом 1902 и 1903 — Р. М. Глиэра, приезжавшего в Сонцовку. К моменту поступления в Петербургскую консерваторию (1904) был автором 4 опер, симфонии, 2 сонат и фортепианных пьес. В 1909 окончил консерваторию по классу композиции (учился у А. К. Лядова, Н. А. Римского-Корсакова и Я. Витола), в 1914 — дирижирования (у Н. Н. Черепнина) и фортепиано (у А. Н. Есиповой). В консерваторские годы зародилась творческая дружба П. с композитором Н. Я. Мясковским, продолжавшаяся до конца жизни.

  Становление П. как композитора протекало в противоречивой, сложней обстановке, отмеченной интенсивными поисками новых тем и выразительных средств во всех областях искусства. Присматриваясь к новым течениям, отчасти испытывая на себе их влияние, П. вместе с тем стремился к независимости и самостоятельности. Произведения, написанные за предреволюционное десятилетие, охватывают почти все жанры. Большое место занимает фортепианная музыка: 2 концерта для фортепиано с оркестром (1912: 1913, 2-я редакция 1923), 4 сонаты, циклы ("Сарказмы", "Мимолетности"), токката и др. пьесы. Кроме того, в эти годы П. созданы 2 оперы ("Маддалена", 1913, и "Игрок" по Ф. М. Достоевскому, 1915—16, 2-я редакция 1927), балет "Сказка про шута, семерых шутов перешутившего" (1915—20), "Классическая" (первая) симфония (1916—17), 1-й концерт для скрипки с оркестром (1921), хоровые и камерно-вокальные сочинения. Уже в ранний период выявляются характернейшие черты творческого облика П. — активное отношение к жизни, оптимизм, энергия и воля. Обширен диапазон тем и образов: тонкий лиризм романсов на слова А. А. Ахматовой (1916) и напряженная экспрессия "Игрока"; живописность и поэтичность сказки "Гадкий утенок" для голоса и фортепиано (1914) и стихийная сила оркестровой "Скифской сюиты" (1914—15); острый гротеск "Сарказмов" и скоморошья сказочность балета "Сказка про шута...". С 1908 П. начинает регулярную и обширную концертную деятельность как пианист и дирижер — исполнитель собственных произведений. Весной 1918 П. направляется через Японию в США. Пребывание за рубежом вместо предполагаемых нескольких месяцев продолжалось 15 лет. Первые 4 года композитор проводит в поездках по Америке и Европе (главным образом в связи с постановкой своих сценических сочинений и сильно расширившейся концертной деятельностью. В 1922 он живет в а с 1923 — в Париже. Зарубежный период творчества П. отмечен активным интересом к театральным жанрам. Он создает оперы: комическую "Любовь к трем апельсинам" по К. Гоцци (1919), замысел которой возник еще до отъезда за границу, и экспрессивную драму "Огненный ангел" по В. Я. Брюсову (1919—27). Творческое содружество с С. П. Дягилевым, поставившим в 1921 "Сказку про шута...", стимулировало создание новых балетов для его труппы: "Стальной скок" (1925) и "Блудный сын" (1928). В 1930 для театра "Гранд-Опера" был написан балет "На Днепре". В области инструментальной музыки наиболее значительными работами этого периода были: 5-я соната для фортепиано, 3-я и 4-я симфонии (1924, 1928, 1930—47), 3-й, 4-й и 5-й концерты для фортепиано с оркестром (1917—21, 1931, 1932). В последние годы пребывания за рубежом творческая активность П. стала снижаться — давал себя знать длительный отрыв от Родины. "В ушах моих должна звучать русская речь, я должен говорить с людьми моей плоти и крови, чтобы они вернули мне то, чего мне здесь недостает: свои песни, мои песни" ("Сергей П". Статьи и материалы, 1965, с. 377). В 1927, 1929 композитор приезжает на гастроли в СССР и в 1932 принимает решение окончательно возвратиться на Родину.

  Он становится в ряды активных строителей советской музыкальной культуры. В течение нескольких лет (с 1933) ведет занятия по композиции в Школе высшего мастерства при Московской консерватории. В творчестве П. наступил период расцвета. Оно обогащается новыми значительными темами и идеями высокого гуманистического звучания. Выдающимся достижением советского и мирового искусства стал балет "Ромео и Джульетта" (1935—36), в котором композитор создал образы подлинно шекспировской глубины и реалистической силы. Опера "Семен Котко" по повести "Я сын трудового народа" В. П. Катаева (1930) смело и во многом успешно разрешала трудную задачу освоения современной темы в оперном театре. Значительное место в предвоенные годы занимала работа П. для драматического театра и кино в содружестве с крупнейшими советскими режиссерами — В. Э. Мейерхольдом, А. Я. Таировым, С. М. Эйзенштейном. Одним из этапных произведений П. стала музыка к кинофильму "Александр Невский" Эйзенштейна, послужившая основой для одноименной кантаты. Обращение к народной историко-патриотической теме выявило и укрепило национальную основу творчества П., ярко раскрывшуюся в последующих сочинениях — кантате "Здравица" (1939) на народные тексты, в музыке к фильму "Иван Грозный" (1942—45; в редакции М. И. Чулаки создан балет, пост. 1975, Большой театр) и др. В 30-е гг. П. пишет произведения для детей: сборник фортепианных пьес "Детская музыка" (1935), симфоническую сказку "Петя и волк" для чтеца и оркестра (1936), знакомящую детей в остроумной, живой образной форме с тембрами различных инструментов, детские песни. Конец 30 — начало 40-х гг. отмечены новым взлетом творческой активности композитора. Он начинает работу почти одновременно над целым рядом сочинений: сонатой для скрипки и фортепиано, тремя сонатами для фортепиано (6-я, 7-я, 8-я), лирико-комической оперой "Обручение в монастыре" по пьесе Р. Б. Шеридана "Дуэнья", балетом "Золушка" (Государственная премия СССР, 1946). Завершение большинства из них было отодвинуто начавшейся Великой Отечественной войной 1941—45. Важнейшей работой военных лет стала опера "Война и мир" по роману Л. Н. Толстого (1941—52)— Одно из центральных произведений в творчестве П. и крупнейшее достижение советского оперного искусства. Тема войны отразилась и в др. сочинениях того времени: в 7-й сонате для фортепиано (1939—42; Государственная премия СССР, 1943), 5-й и 6-й симфониях (1944, 1945—47). С этой же темой связана и последняя опера П. "Повесть о настоящем человеке" по Б. Н. Полевому (1947—48).

  В послевоенные годы творчество П. приобрело черты особой ясности, классической стройности, мудрой простоты. Все большее место начинают занимать в нем светлые лирические или фантастические образы (9-я соната для фортепиано, 1947; соната для виолончели и фортепиано, 1949). По-прежнему привлекает композитора мир детства, юности: вокально-симфоническая сюита "Зимний костер" (1949) и оратория "На страже мира" на тексты С. Я. Маршака (1950) — за оба произведения Государственная премия СССР, 1951; балет "Сказ о каменном цветке" по П. П. Бажову (1948—50); 7-я симфония (1951—52), за которую П. первым из советских композиторов был удостоен Ленинской премии (1957).

  Государственная премия СССР в 1946 за 5-ю симфонию, 8-ю сонату для фортепиано и музыку к 1-й серии фильма "Иван Грозный" и в 1947 за 1-ю сонату для скрипки и фортепиано.

  П. вошел в историю советской и мировой музыкальной культуры как композитор-новатор, создавший глубоко самобытный стиль, свою систему выразительных средств. Творчеству П. в высшей степени присущи действенность и активность. В его произведениях преобладает эпическое начало. Яркой индивидуальностью отмечена лирика П. — вдохновенная, глубокая и вместе с тем внутренне сдержанная, чистая. В процессе развития творчества П. все яснее выявлялись его тесные связи с традициями русской музыки (М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова). Присущая композитору острая наблюдательность сделала его одним из выдающихся мастеров музыкального портрета, сочетающего внешнюю характерность с психологической правдивостью. Это предопределило главную роль сценических жанров в творчестве П. Стремясь к сценическому реализму, преодолению статики и др. оперно-балетных условностей, П. значительно усилил в балете роль пантомимы, в опере отказался от стихотворного либретто, заменив его повсюду свободным прозаическим текстом. П. существенно обогатил сферу вокальной выразительности в опере за счет широкого использования декламационности, основанной на гибком претворении речевых интонаций. Для опер П. характерны жанровая многозначность и многоплановость драматургии. Так, "Война и мир" сочетает в себе черты лирико-психологической драмы и народно-героической эпопеи. Большое место в творческом наследии П. занимают фортепианные сочинения, в которых своеобразно преломились особенности пианизма П.: конструктивная ясность формы и фактуры, отчетливость звучания, инструментальная трактовка фортепианного тембра, упругость и энергия ритма. Симфонические (симфонии, увертюры, сюиты) и вокально-симфонические (оратории, кантаты) произведения также в целом отразили характерную для П. эпическую направленность. Большинству из них присущи объективность, повествовательность тона, драматургия, основанные не на столкновении, а на сопоставлении контрастных образов.

  Творчество П. составило эпоху в мировой музыкальной культуре 20 в. Самобытность музыкального мышления, свежесть и своеобразие мелодики, гармонии, ритмики, инструментовки композитора открыли новые пути в музыке и оказали мощное воздействие на творчество многих советских и зарубежных композиторов. В 1955—67 изданы 20 томов собраний музыкальных сочинений композитора.

  Награжден орденом Трудового Красного Знамени.

  Соч.: Автобиография, М., 1973.

  Лит.: Игорь Глебов (Асафьев Б. В.), Сергей П, Л., 1927; С. С. П. Материалы, документы, воспоминания, 2 изд., М., 1961; Черты стиля С. Па. Сб., М., 1962; Сабинина М., "Семен Котко" и проблемы оперной драматургии Па, М., 1963; Рогожина Н., Вокально-симфонические произведения С. Па, М. — Л., 1964; ее же, Романсы и песни С. С. Па, М., 1971; Сергей П. Статьи и материалы, 2 изд., М., 1965; Холопов Ю., Современные черты гармонии Па, М., 1967; Слонимский, Симфонии Па, М., 1964; Тараканов М., Стиль симфоний Па, М., 1968; его же. Список литературы по теме "П", в сборнике: Музыкальный современник, в. 1, М., 1973; Арановский М., Мелодика С. Па, Л., 1969; Степанов О., Театр масок в опере С, Па "Любовь к трем апельсинам", М., 1972; Блок В., Виолончельное творчество Па, М., 1973; Сорокер Я., Камерно-инструментальные ансамбли С. Па, М., 1973; Дельсон В., Фортепианное творчество и пианизм Па, М., 1973; Нестьев И., Жизнь Сергея Па, 2 изд., М., 1973.

  О. Б. Степанов.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 17:08:21