|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Причальные сооружения | Причальные сооружения (далее П) транспортные гидротехнические сооружения, возводимые в портах при создании причалов. Основное назначение П — обеспечение удобного подхода и швартовки судов. П, расположенные вдоль берега, называются набережными, выступающие в портовую акваторию под углом или нормально к берегу, — пирсами. По конструктивным признакам П подразделяют на массивные (гравитационные), свайные и сооружения на специальных основаниях. Массивные П выполняют в виде сплошных стенок из массивов (искусственных камней правильной формы), оболочек большого диаметра и т. п. или в виде отдельных опор, соединенных между собой (а иногда и с берегом) пролетными строениями. Свайное П представляет собой либо ряд свай, образующих сплошную стенку (больверк), либо эстакаду. К П на специальных основаниях относятся сооружения на опускных колодцах, кессонах и т. п. По поперечному профилю различают П с вертикальной стенкой, откосные и смешанные (полуоткосные, полувертикальные). Последние 2 типа применяют почти исключительно в речных портах, где требуется меньшая глубина у причалов.
Основными материалами для возведения П служат бетон, камень и сталь. Тип и конструкция П определяются эксплуатационными требованиями, т. н. гарантированными глубинами у причала (до 25 м в морских портах), гидрологическими условиями, характером грунтов основания и способами производства работ.
П снабжаются причальными приспособлениями и устройствами для крепления швартовых канатов: причальными (швартовыми) тумбами, кнехтами и рымами. Для смягчения удара при швартовке и навале судов на П под действием ветра предусматриваются отбойные приспособления, чаще всего выполняемые из упругих материалов различного профиля и навешиваемые в надводной части лицевых стен П В ряде случаев для этой цели применяются палы.
Лит. см. при ст. Причал.
Е. В. Курлович. |
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 23.01.2025 04:08:05
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|