| 
 
    
     |   |   | Большая Советская Энциклопедия (цитаты) |   |   |  
     |  | 
  
| Примитивизм |  | Примитивизм (далее П) (от примитив) в изобразительном искусстве конца 19 — 20 вв., намеренное опрощение изобразительных средств и обращение художников к формам т. н. примитивного искусства — первобытного, средневекового, народного, искусства древних внеевропейских цивилизаций, детского творчества. Распространение П как творческого принципа обусловлено стихийно-анархическим неприятием рядом художников современной буржуазной культуры (с ее острыми противоречиями и господствующим в ней духом позитивизма), их бегством от действительности к первозданным, "незамутненным" пластам жизни. П исходит из эстетического освоения художественных культур, ранее считавшихся "низменно-грубыми", "варварскими", и стремления обрести их средствами целостность, эмоциональную ясность, "спонтанность" мировосприятия, противостоящие как аналитическому реализму, так и натурализму и импрессионизму. Эти поиски лапидарности и обнаженной экспрессии смыкались с разного рода формальными экспериментами представителей новейших течений искусства конца 19 — 20 вв. (см. Постимпрессионизм, Авангардизм), часто — с разрывом со всеми традициями европейской художественной культуры, сложившимися с 16 в. Не будучи единым направлением, П по-разному проявлялся в творчестве многих мастеров: П Гогена и "няби", представителей фовизма, кубизма, парижской школы и дадаизма во  экспрессионистов объединения "Мости" в  в России — участников группировок "Голубая роза" (после ее распада и преодоления ее мастерами символистических тенденций), "Бубновый валет" и "Ослиный хвост" (где теоретиком П был А. В. Шевченко). 
 Термин "П" часто применяется и по отношению к т. н. наивному искусству, т. е. творчеству мастеров, не получивших профессиональной подготовки, однако вовлеченных в общий художественный процесс конца 19 — 20 вв. Произведения этих художников (А. Руссо во  Н. Пиросманашвили в Грузии, Ф. Мухе в  Р. Вива в Италии, И. Генералич в Хорватии, Х. Пиппин и А. М. Робертсон, прозванная "бабушка Мозес", в США и др.) присущи своеобразная детскость в интерпретации натуры, сочетание (порой комичное) обобщенности форм и мелкой буквальности в деталях.
 
 Лит.: Goldwater R. J., Primitivism in modern painting, , . — L., 1938.
 
 
 |  
 Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
 
 
 |   |  
     |  |  |  |  
 
    
     |   |   | Новости 31.10.2025 11:30:21 |   |   |  
     |  |  |   |  
     |  |  |  |  
 |