|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Приказы | Приказы (далее П) органы центрального управления в России 16 — начала 18 вв. Термин произошел от слова "приказ", употребляемого в смысле особого поручения; применительно к учреждениям этот термин входит в обращение с середины 16 в.
Зарождение приказной системы происходило в конце 15 — начале 16 вв. В ее формировании важную роль сыграли преобразования середины 16 в. В это время сложилась основная сеть постоянных П: Большого дворца (1534), Большого прихода (1554), Земский (1564), Казанский (60-е гг. 16 в.), Казенный (1512), Костромской четверти (60-е гг. 16 в.), Ловчий (1509), Новгородской четверти (60-е гг. 16 в.), Оружейной палаты (1-я половина 16 в.), Печатный (1553), Полоняничный (середина 16 в.), Посольский (1549), Разрядный (1-я половина 16 в.), Сокольничий (1550), Стрелецкий (1571), Устюжской четверти (60-е гг. 16 в.), Холопий (середина 16 в.), Челобитный (середина 16 в.), Ямской (1550). Военные реформы привели к созданию Разрядного П, ведавшего личным составом и службой поместного войска, и Поместного П, которому было поручено обеспечение служивших в этом войске дворян землей. К этому же времени относится появление Стрелецкого П, ведавшего др. частью русской армии — стрелецким войском. Перестройка системы "ямской гоньбы" (службы связи) привела к возникновению Ямского П Введение губных учреждений на местах вызвало организацию Разбойного П Расширение международных связей способствовало обособлению Посольского П от других П Следствием сохранявшихся остатков разобщенности отдельных земель, вошедших в состав государства, явилось создание наряду с общегосударственными финансовыми П Большого прихода территориальных судебно-административно-финансовых четвертей (см. Чети), а также специальных судебных П с областной компетенцией. Расширение границ на Ю.-В. положило начало существованию П Казанского дворца.
Термин "П" применялся не только к центральным учреждениям. П называются также некоторые местные дворцовые учреждения, как, например, возникшие в 20-х гг. 17 в. Новгородский и Псковский дворцовые П, находившиеся в ведении П Большой казны. Название П употреблялось и для обозначения стрелецких полков. П были постоянно действующими учреждениями. В основу деятельности П был положен функциональный принцип. Каждый П ведал определенным кругом вопросов, имел самостоятельный штат. Однако приказная система не имела стройного внутреннего единства и четкого разграничения функций между отдельными учреждениями; для многих П было характерно совмещение судебных, административных и финансовых функций, а также соединение функционального управления с территориальным. П находились в непосредственном ведении царя и Боярской думы. Стоявшие во главе П лица получили в 17 в. название судей (от судебных функций большинства П). В 16 в. среди них преобладали дьяки, в 17 в. некоторые крупные П возглавляли бояре и окольничие, более мелкие — думные дворяне (см. Думные чины). Однако и в это время дьяки оставались у руководства ряда важнейших П (Разрядного, Посольского, Поместного). Непосредственное делопроизводство велось дьяками и подъячими. Численность личного состава П ("приказных людей") колебалась от 3 до 400 чел. Первоначально П не имели внутреннего структурного деления. Оно появилось примерно с начала 17 в. К 17 в. относится новый этап в истории приказной системы. Только в 1613—19 было организовано 11 П В области военного управления были созданы П: Казачий, Иноземский, Рейтарский, Городового дела; в области финансов одновременно с П Большого прихода начали действовать П Новой четверти и Большой казны, а полномочия территориальных четвертей были значительно расширены. В 1-й половине 17 в. создавались также временные П, которые, выполнив поставленные перед ними частные задачи, прекращали существование. В военное время возникали П Сбора ратных и даточных людей, Денежного и хлебного сбора, Сбора пятинных и запросных денег и др. Временный характер носили также многочисленные сыскные П В результате к середине 17 в. насчитывалось около 80 П В эти годы имели место и попытки централизации управления путем объединения руководства нескольких П в одних руках.
В 50—60-х гг. правительство пыталось перестроить работу центральных учреждений. Были созданы П Тайных дел и Счетный, осуществлявшие контроль за деятельностью остальных П и подчинявшиеся непосредственно царю. Но существование их было непродолжительным. В 80-х гг. правительство провело новую реформу приказной системы, ставившую своей целью концентрацию однородных функций управления в одном ведомстве. Оно объединило большинство четвертей с Посольским П, создало на базе П Большой казны крупное финансовое учреждение, в котором слились П Большого прихода и Новой четверти, передав ему значительную часть финансовых функций четвертей. Ликвидация приказной системы происходила в начале 18 в. Реформа аппарата управления и введение коллегий привели к ликвидации приказной системы. Лишь немногие из них продолжали функционировать и позднее (до 1763 сохранился, например, Сибирский П).
Лит.: Вернер И. И., О времени и причинах образования Московских приказов, М., 1907; Веселовский С. Б., Приказный строй управления Московского государства, К., 1912; Богоявленский С. К., Приказные судьи XVII в., М. — Л., 1946; Зимин А. А., О сложении приказной системы на Руси, "Доклады и сообщения института истории АН СССР", М., 1954, в. 3; Леонтьев А. К., Образование приказной системы управления в Русском государстве, (М.), 1961; Устюгов Н. В., Эволюция приказного строя Русского государства в XVII в., в сборнике: Абсолютизм в России. Сб. ст., М., 1964; Чернов А, В., О зарождении приказного управления в процессе образования Русского централизованного государства, "Тр. Московского гос. историко-архивного института", т. 19, М., 1965. Список П в кн.: Советская Историческая Энциклопедия, т. 11, М., 1968, ст. П.
Н. Ф. Демидова. |
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 22.12.2024 16:18:02
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|