|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Предромантизм | Предромантизм (далее П), преромантизм, комплекс идейно-стилевых тенденций в западноевропейской литературе 2-й половины 18 — начала 19 вв. и изобразительном искусстве конца 18 — начала 19 вв.; генетически предвосхищая романтизм, П сохраняет преемственность некоторых мотивов и идей литературы сентиментализма (апелляция к "чувству", апология "естественного" существования, поэтизация "мирной" природы и др.), однако это идеологически разные течения: в рамках сентиментализма осуществляется критика рационализма Просвещения, тогда как П — начало его полного и бескомпромиссного отрицания. "Зыбкая", переходная природа П находит подтверждение в творческих судьбах "предромантиков", часто относимых либо уже к романтизму (У. Блейк), либо еще к сентиментализму (Ж. А. Бернарден де Сен-Пьер). Связанный с выдвижением третьего сословия, П проникнут пафосом самоопределения и утверждения личности ("Влюбленный дьявол" Ж. Казота; в известной мере произведения маркиза де Сада). В предреволюционные годы французский П обретает гражданственное антифеодальное звучание.
Наиболее характерно и полно П развился в Англии. Констатируя кризис просветительского сознания, английский П демонстративно реставрирует "старину" (мистификации Т. Чаттертона, Дж. Макферсона), обращается к народному творчеству (песни и баллады Т. Перси, А. Рамзей и др.), создает "готический роман" (А. Радклиф и др.). Поэтизируя душевную стихию, углубляясь в нее, английский П переносит акцент на перипетии индивидуальной человеческой судьбы. В русле увлечения средневековьем лежит и возрождение интереса к "варварскому" У. Шекспиру как образцу истинной поэзии ("Мысли об оригинальном творчестве", 1759, Э. Юнга). Критика буржуазного прогресса выразилась в "кладбищенской поэзии" Юнга ("Жалоба, или Ночные думы", 1742—45), в меланхолических "Элегиях" (1751) Т. Грея. П проявился также в литературах США, Венгрии, Италии, Испании. В России П не получил законченного выражения; синкретизм русской литературы конца 18 в. (одновременное присутствие различных идейно-художественных тенденций) свел его к отдельным мотивам в поэзии Г. Р. Державина, Н. И. Гнедича, В. А. Жуковского.
В сфере изобразительного искусства П гораздо органичнее переходит в собственно романтизм. Здесь он также отмечен стремлением к индивидуализации образов, тяготением к драматическим мотивам, островыразительной художественной форме и нередко обладает гражданственным звучанием.
В. А. Харитонов. |
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 23.12.2024 11:10:40
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|