Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Право

Право (далее П), совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия. С помощью П класс или классы, держащие в руках государственную власть, определенным образом регулируют поведение людей и их коллективов, закрепляют и развивают в качестве обязательных, охраняемых законом те общественные отношения, которые отвечают их интересам. Помимо того, что господствующие классы должны конституировать свою силу в виде государства, они придают своей воле всеобщее выражение, возводя ее в закон, содержание которого всегда дается отношениями этого класса (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 3, с. 322). П, таким образом, является регулятором общественных отношений. В развитом государстве сфера действия П охватывает прежде всего область производства, распределения, обмена и потребления, т. е. процесса воспроизводства; оно закрепляет существующие отношения собственности и регулирует меру и формы распределения труда и его продуктов между членами общества; П закрепляет также формы правления, государственного устройства, организацию и порядок деятельности государственного механизма, правовое положение граждан, меры наказания за посягательства на государственный строй и существующие общественные отношения.

  П неразрывно связано с государством. В жизни общества оно выступает в виде правил поведения, которые либо непосредственно созданы и установлены государством, либо санкционированы им. В обоих случаях за этими правилами поведения стоит государственное принуждение. П "... есть ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению норм права" (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 33, с. 99). П не может иметь иную классовую сущность, чем государство, существующее в данном обществе. Неразрывная связь с государством — один из специфических признаков, отличающих П от правил поведения в бесклассовом обществе, а также от всех иных социальных норм (моральных и т.д.) классового общества. В свою очередь, государство немыслимо без П Сама организация государственного механизма должна получить правовое оформление, без чего невозможны разделение и координация труда его органов и должностных лиц. Вне правовых форм невозможен процесс государственной управленческой деятельности. Наконец, отношения государства и гражданина также требуют регламентации прав и обязанностей обеих сторон.

  П — возведенная в закон государственная воля, но оно не волюнтаристское порождение государства. Как один из важнейших элементов надстройки над экономическим базисом классового общества (см. Базис и надстройка) П обусловлено экономическим строем общества, характером существующих производственных и классовых отношений. На формирование и развитие П существенное воздействие оказывают также политические факторы, господствующая идеология, религия (в некоторые эпохи), исторические особенности и национальные традиции данной страны. Кроме того, в развитом обществе государство вынуждено в определенной мере считаться с уже сложившейся системой П Известна формула К. Маркса о том) что П не может быть выше, чем культурное развитие общества. В силу всех этих факторов П отражает экономические условия в сильно опосредствованном виде.

  Будучи порождением социально-экономического строя, П, в свою очередь, оказывает существенное воздействие на ход общественного развития, содействуя или препятствуя ему (например, феодальное П по отношению к развивающимся капиталистическим отношениям). Исторически, однако, рамки действия П, тормозящего социальное развитие или же, наоборот, стремящегося обойти необходимые этапы развития, оказываются довольно ограниченными, т.к. П не может упразднить действие объективных закономерностей общественного развития.

  Наличие в обществе П означает, что значительный круг общественных отношений принимает характер правоотношений, т. е. отношений, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей. Совокупность этих правоотношений образует общественный правопорядок. Как система законодательных и иных нормативных актов П находится в неразрывной связи с движением многообразных правоотношений, складывающихся в обществе.

  Важным аспектом П являются права, свободы и обязанности граждан (в этой связи говорят о субъективном П в отличие от объективного П — системы правовых норм). В конечном счете наличие, характер и объем этих прав и свобод (например, право на труд, право на образование, свобода совести и т.д.) определяются социально-экономическим строем общества, положением человека в процессе общественного производства. Однако для реального осуществления они должны быть закреплены законом и обеспечены юридическими гарантиями.

  В целом роль П как нормативного регулятора общественной жизни весьма значительна: развитое общество не знает другой системы социальных норм, которая могла бы обеспечить столь активное и всестороннее регулирование экономических, политических, национальных и др. отношений. Такие свойства П, как его общеобязательность, точность и формальная определенность, системность в процессе воздействия П на общественные отношения придает последним упорядоченность, стабильность, сочетающуюся с динамизмом. Весьма значительна и идеологическая роль П, его воздействие на сознание и психологию людей (см. Псознание).

  Марксизм подчеркивает классовый характер П Это выражается прежде всего в том, что с помощью П господствующий экономически и политически класс закрепляет в качестве общеобязательных нормативов свои требования и привилегии, вводит в действие запреты и предупредительные меры, направленные на защиту его интересов и подавление его противников. Классовый характер П выражается также в том, что в нем находят отражение соотношение социальных сил, уровень и результаты классовой борьбы в обществе; чем выше уровень этой борьбы, тем больше законодательные уступки, на которые вынуждены идти господствующие классы.

  В домарксистской социальной мысли господствовала идеалистическая трактовка П, видевшая его первоисточник и основу либо в свойствах человеческого духа и мышления ("идея права"), либо в "божественной воле". Для господствующих буржуазных школ П 19—20 вв. Характерен откровенно идеалистический либо позитивный подход к пониманию сущности П Даже в тех случаях, когда буржуазные авторы говорят о воздействии экономики (в числе др. факторов) на П, это отнюдь не равнозначно признанию первичности социально-экономического строя по отношению к П Буржуазная правовая мысль ушла и от взаимосвязи П с классовой структурой общества, ибо подобный подход объективно вел к признанию классового характера буржуазного П, традиционно изображаемого как продукт "общей воли". С приходом буржуазии к власти утратили свое значение доктрина естественного права, а также историческая школа права. Ведущим направлением стал юридический позитивизм, объявивший буржуазное П высшим началом, не нуждающимся в экономическом, политическом или ином обосновании и сводивший задачи науки о П лишь к формально-логической обработке действующего П (см. Догма права). Влиятельной разновидностью позитивизма в 20 в. стала чистая теория права — нормативизм (см. также Кельзен). Наряду с учениями, выводящими П из идеального начала (например, неокантианство в П, феноменологическая школа права и др.) или объявляющими его порождением человеческой психики (см. Психологическая школа права), широкое распространение в 20 в. получили различные течения т. н. социологической юриспруденции (см. Социологическая школа права), а также экзистенциализм в П Все эти концепции основаны на гипертрофировании того или иного элемента правовой надстройки (норм П, судебной деятельности, правовых чувств и т.д.), вырванного из реальной взаимосвязи явлений. Если юридическое мировоззрение восходящей буржуазии выступало как отрицание теологических мировоззрения, то в буржуазной правовой идеологии 20 в. весьма заметно влияние клерикализма и особенно неотомизма, с распространением которого связано в значительной мере и т. н. возрождение естественного П В арсенале современной буржуазной юриспруденции видное место занимает идея "примата права", "господства права" или "правового государства" (см. Пвого государства теория).

  Длительный путь исторического развития П подтверждает правильность его марксистской классово-материалистической трактовки. До разделения общества на классы существовали нормы общественного поведения, обычаи, однако, в отличие от П, они выражали волю всех членов общества, основывались на общественной собственности, а не на различиях в обладании собственностью; отсутствовал специальный, стоящий над обществом аппарат, призванный силой принуждать к исполнению этих норм.

  Необходимость в таком принуждении (а именно это отличает нормы П от др. социальных норм) возникает лишь тогда, когда появляются нормы, отвечающие только интересам определенных классов и слоев, а не всего населения. Другая важная причина возникновения П — разделение труда и усложнение процесса общественного производства и обмена. "На известной, весьма ранней ступени развития общества возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов и позаботиться о том, чтобы отдельный человек подчинялся общим условиям производства и обмена. Это правило, вначале выражающееся в обычае, становится затем законом. Вместе с законом необходимо возникают и органы, которым поручается его соблюдение..." (Энгельс Ф., в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 18, с. 272). Таким образом, первой формой П явилось обычное П, крое первоначально не фиксировалось в письменной форме. Но уже в глубокой древности появляется писаное П (Судебник Ур-Намму в Двуречье, 21 в. до н. э., Хаммурапи законы в Вавилонии, 18 в. до н. э., Хеттские законы, 14 в. до н. э., Драконта законы в Афинах, 7 в. до н. э., Двенадцати таблиц законы в Древнем Риме, середина 5 в. до н. э., и др.). В древнейшем писаном П наряду с обычным П важное место занимали записи решений судов. В историческом генезисе П большую роль играла религия, поэтому, как правило, древнейшее П имело религиозную окраску. П было одним из орудий нарождавшейся государственности в борьбе с родовым строем (например, реформы Солона в Афинах, Сервия Туллия в Риме). П фиксировало появление института рабства, закрепляло возникавшее неравенство между свободными, наличие наряду с полноправными неполноправных свободных (мушкену в Вавилонии, периэки в Спарте, плебеи в Риме), ограничивало в правах пришлое население и иностранцев.

  Рабовладельческое П — первый исторический тип П; его характерные черты — превращение рабов в собственность рабовладельца (раб — объект, а не субъект П), охрана с помощью самых жестоких санкций частной собственности, политическое всевластие рабовладельцев в государстве, власть отца в семье. Наиболее развитой системой рабовладельческого П было римское право, которое Ф. Энгельс называл "... классическим юридическим выражением жизненных условий и конфликтов общества, в котором господствует чистая частная собственность..." (там же, т. 21, с. 412; см. там же, т. 20, с. 105). Оно оказало огромное влияние на феодальное и особенно буржуазное П

  Процесс формирования феодального П в различных странах шел по-разному. В некоторых странах П раннефеодального общества складывалось в ходе разложения первобытнообщинного строя, не испытывая значительного влияния П рабовладельческого общества (англо-саксонские правды, Русская правда и др.). В тех частях Римской империи, где феодализм складывался в результате синтеза разлагавшихся рабовладельческих и первобытнообщинных отношений, существовал дуализм правовых систем. Так, для галло-римского населения действовало с определенными модификациями римское П, а для завоевателей — обычное П, которое было зафиксировано в т. н. варварских правдах. В ряде случаев образование феодального П происходило путем трансформации римского П Это характерно, например, для Византии, где уже Корпус Юрис Цивилис (Свод Юстиниана) был попыткой приспособить рабовладельческого П к новым общественным потребностям. В период феодальной раздробленности в Европе господствующей формой П было обычное П, отличавшееся крайним партикуляризмом. В феодальном П открыто закреплялось юридическое неравенство, различие прав сословий, оно выступает как П-привилегия. Важнейшее место в системе феодального П занимали нормы, регулировавшие феодальную собственность на землю и закреплявшие зависимое положение крестьянства. Как неотъемлемый атрибут крупной феодальной земельной собственности и средство внеэкономического принуждения развиваются иммунитетные П феодалов (см. Иммунитет). Оформляется система феодальной иерархии, тщательно регулируются отношения вассалитета. При этом на практике нередко господствовало право сильного, т. н. кулачное право. С развитием товарно-денежных отношений в Западной Европе возникло особое городское право, отражавшее специфическое положение города в средневековом обществе (широкое распространение получило, например, магдебургское право). Происходит рецепция римского П с его детальной регламентацией отношений товарного производства. Параллельно с рецепцией римского П складывается развитая система канонического права, регулировавшего внутрицерковные дела, брачно-семейные отношения, отдельные гражданские сделки.

  С ликвидацией феодальной раздробленности и образованием сословных, а затем абсолютных монархий происходит усиление роли централизованной власти в формировании П, постепенно ослабляется его партикуляризм. В процессе развития П в каждом государстве складывалась собственная система П, отразившая его исторические и национальные особенности и традиции. По типу правовые системы, сложившиеся в 17—19 вв. и сохранившиеся в целом в современных буржуазных государствах, делят на романскую (континентальную европейскую), основой для которой служило римское П, и англо-саксонскую, т. н. систему прецедентного П, характерную для Великобритании и частично воспринятую в США и ряде др. стран, прежде всего в бывших английских колониях (см. также Общее право, П справедливости, Прецедент). Особую систему П представляет мусульманское право, основой которого является ислам.

  Последним эксплуататорским типом П является буржуазное П Буржуазия, идя к власти, противопоставила господствовавшему в средние века теологическому мировоззрению юридическое мировоззрение и в борьбе против феодализма широко использовала лозунги П и законности. С победой буржуазного строя роль и значение П существенно возрастают. Развитие товарных капиталистических отношений повлекло за собой быстрое развитие т. н. частного П, т. е. отраслей П (гражданское, торговое и др.), определяющих положение и отношения участников капиталистического оборота, а также процессуального П, регулирующего порядок разрешения многочисленных конфликтов, возникающих в этой сфере. Возрастает роль П в процессе политической власти и управления (государственное и административное П). Складываются специализированные национальные системы права. По своей классовой сущности буржуазное П выступало как средство закрепления экономических и политических условий системы господства буржуазии и эксплуатации рабочего класса. К. Маркс и Ф. Энгельс точно определили их как возведенную в закон волю буржуазии (см. Соч., 2 изд., т, 4, с. 443). Сравнительно невысокий уровень сознательности и организованности трудящихся масс в период промышленного капитализма позволил эксплуататорским классам в максимальной мере, без сколько-нибудь значительных уступок выразить в П свои корыстные частнособственнические интересы, защищаемые с помощью жестоких репрессивных санкций. При этом буржуазное П в идеализированном виде представляло действительные социально-экономические отношения (т. н. "правовой фетишизм"), скрывая за формальным равноправием экономическое неравенство, за свободой договора — внеэкономическое принуждение и т.д. В период империализма происходит дальнейшее развитие систем буржуазного П, отражающее процесс его приспособления к условиям и потребностям монополистического, а затем и государственно-монополистического капитализма. Под давлением трудящихся масс и в связи с изменением обстановки в мире буржуазное государство вынуждено было пойти на ряд правовых уступок трудящимся, в том числе в сфере трудового права, избирательного права, социального законодательства и т.д. Однако эти уступки не означают коренной трансформации буржуазного П, как это утверждают многие буржуазные и особенно реформистские идеологи. В качестве контрбаланса правовым завоеваниям трудящихся монополистическая буржуазия широко использует реакционное (в т. ч. антирабочее) законодательство, которое зачастую в силу его несоответствия конституционным принципам и достигнутому уровню демократии выступает как "правонарушающее законодательство". В условиях общего кризиса капитализма правящая буржуазия перестает видеть в П основное и достаточное средство защиты своих социальных позиций и в случае угрозы этим позициям идет либо на свертывание правовых начал в жизни общества, либо даже на полный отказ от них (фашистский режим в и Италии в межвоенный период; режим, установленный военной хунтой в Чили в 1973, и др.). Этот процесс в марксистской литературе называют кризисом буржуазной законности. Т. о., в современном капиталистическом обществе П — один из основных объектов острой социально-экономической и политической борьбы между монополистическим капиталом и трудящимися, между силами демократии и реакции.

  Вопрос о путях развития П весьма существен для стран, освободившихся от колониальной зависимости. Неоколониализм заинтересован в сохранении в этих странах правовых систем, перенесенных из бывших метрополий, в то время как потребности экономического, политического и культурного развития этих стран требуют существенных модификаций в правовой надстройке. По пути создания новых правовых систем идут молодые государства социалистической ориентации.

  Высший исторический тип П — социалистическое П Впервые социалистическое П возникло в Советском государстве в результате Великой Октябрьской социалистической революции. Социалистическое П первоначально выражает волю трудящегося большинства населения, а затем и всего народа. Его основные исходные положения: ликвидация частной собственности на средства производства, эксплуатации человека человеком и др. форм нетрудового обогащения; последовательная охрана общественной социалистической собственности как основы социалистической системы хозяйства; закрепление полновластия трудящихся и демократических принципов государственного управления; полное равноправие граждан вне зависимости от расы, национальности или пола; развитие социально-экономических, политических и иных прав и свобод граждан (права на труд, на отдых, на образование, на материальное обеспечение в старости и т.д.); обязательность принципа законности для деятельности всех государственных и общественных организаций, должностных лиц и граждан; решительная борьба со всеми посягательствами на социалистические строи; гуманность и справедливость. Поскольку по своему содержанию социалистическое П отвечает воле и интересам всего народа, ему несвойствен "правовой фетишизм", оно адекватно отражает реальные отношения, открыто говорит о своем классовом характере.

  В силу своего принципиально нового содержания и целей социалистического П не может возникнуть как результат эволюции или даже трансформации старого буржуазного права. Отказ от старой правовой системы путем немедленного отказа (как это было в ходе социалистических революции в России) или постепенным путем (в некоторых др. социалистических странах) — это объективная закономерность возникновения нового социалистического типа П во всех его формах. В течение многих лет идеологи антикоммунизма изображали отмену старого царского П в ходе Октябрьской революции как якобы принципиальный отказ новой политической власти от всякого П и переход к неправовым методам управления. В буржуазной литературе широко распространено утверждение, будто для марксизма характерно пренебрежительное отношение к П как к буржуазному социальному институту. На этом основании делается вывод о якобы незначительной роли П при социализме. В действительности необходимость существования П при социализме вплоть до полной победы коммунизма К. Маркс и В. И. Ленин рассматривали как объективную закономерность развития социалистического общества. В работе "Государство и революция" В. И. Ленин, подчеркивая роль правовой формы общественного регулирования, писал: "... Не впадая в утопизм, нельзя думать, что, свергнув капитализм, люди сразу научатся работать на общество без всяких норм права, да и экономических предпосылок такой перемены отмена капитализма не дает сразу" (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 33, с. 95). Экономические предпосылки необходимости П при социализме — это прежде всего существующий уровень развития производительных сил, который требует государственного нормирования меры труда и вознаграждения, т. е. использования правового масштаба. Вне правовых форм невозможны товарно-денежные отношения — реализация принципа материальной заинтересованности. Хозяйственно-организаторская функция социалистического государства предполагает наличие народно-хозяйственного плана, утвержденного как обязательный закон, выполнение которого требует правовой регламентации деятельности социалистических предприятий и организаций. Т. о., в ходе социалистического строительства П рассматривается не только как средство решения различного рода конфликтов; на него также возлагаются важные организационные и созидательные функции, в частности в сфере общественного производства. Впервые в истории в СССР были разработаны правовые формы государственного руководства экономикой и планового хозяйствования. П при социализме необходимо также для борьбы с имеющимися пережитками капитализма, преступностью и др. формами правонарушений. П выступает и как один из факторов формирования коммунистической сознательности, способствует укреплению и развитию социалистических отношений.

  Основные принципы советского П сохраняются на всех этапах развития Советского государства. Вместе с тем его социальное содержание менялось, отражая особенности того или иного исторического периода. Первоначально советское П выступало как пролетарское П — орудие диктатуры пролетариата. В этот период оно выражало государственную волю рабочего класса, выступавшего в союзе со всеми трудящимися, было направлено против свергнутого эксплуататорского меньшинства (например, ограничение или лишение избирательных прав представителей эксплуататорских классов). В этот период П сыграло значительную роль в осуществлении социалистических преобразований в промышленности и сельском хозяйстве, т. е. в формировании социалистической системы хозяйства, оформлении и закреплении принципов социалистической демократии, структуры и форм деятельности государственных органов и т.д. Уже в этот период сложилась развитая система советского П, основу которой составила первая советская кодификация, проведенная в начале 20-х гг. под непосредственным руководством В. И. Ленина.

  В развитом социалистическом обществе П выступает как общенародное П Это означает, во-первых, что П является государственным выражением интересов и воли всего советского народа; во-вторых, что развитие П подчиняется задачам непосредственного формирования коммунистических общественных отношений и сознания; в-третьих, что все основные черты и принципы П получают дальнейшее качественное развитие.

  Превращение пролетарского П в общенародное, т. е. в более высокую ступень социалистического типа П, означает, что социальная база этого П еще более расширяется. Однако общенародное П продолжает оставаться классовым социальным явлением. Оно направлено на достижение классовых целей рабочего класса, и его развитие происходит при руководящей роли этого класса. Общенародное П сохраняет антиэксплуататорскую направленность, выступает как антипод эксплуататорских типов П Огромна его классовая роль в условиях борьбы и мирного сосуществования различных общественно-политических систем.

  Развитое социалистическое общество характеризуется последовательным дальнейшим развитием и совершенствованием П, возрастанием его роли в жизни общества. В 1960—70-х гг. в СССР проведена новая развернутая кодификация П Приняты Основы законодательства по всем основным отраслям П, на базе основ в союзных республиках введены в действие соответствующие кодексы. Расширяется круг прав, закрепляемых законом за гражданами и их организациями. Еще более демократическим становится правотворческий процесс. Возрастающая эффективность советского П обусловливается все большим соответствием П объективным законам общественного и экономического развития; усилением направляющей роли КПСС в правовой деятельности Советского государства; постоянным укреплением социалистической законности, т. е. неуклонным и обязательным соблюдением законов всеми государственными и общественными организациями, должностными лицами и гражданами.

  Некоторые современные идеологи ультралевых движений видят в последовательном развитии социалистического П отказ от революционных традиций, свидетельство некоего "обуржуазивания" социалистического общества. Сходным образом представители буржуазной конвергенции теории утверждают, что развитие социалистического П означает его приближение к буржуазной модели П как наиболее совершенной.

  В действительности высшим историческим типом П является социалистическое П, которое выступает в качестве одного из эффективных и необходимых средств построения коммунистического общества. КПСС в своей деятельности исходит из необходимости постоянного совершенствования советского законодательства, укрепления законности и правопорядка, последовательного повышения правовой культуры в стране. 24-м съездом КПСС поставлена задача добиться того, чтобы уважение к П, к закону стало личным убеждением каждого человека, а тем более должностных лиц.

  В исторической перспективе с победой коммунизма вместе с государством отомрет и П Коммунизм невозможен без обязательных для всех его членов правил коммунистического общежития. Однако в развитом коммунистическом обществе, где будет полностью преодолено противоречие между личными и общественными интересами, не будет надобности в политических средствах регулирования общественных отношений, в том числе и в юридических санкциях; соблюдение социальных норм станет естественной привычкой. Процесс отмирания П представляет собой, с одной стороны, отпадение части его норм, становящихся ненужными по мере утверждения коммунистических отношений, а с другой — перерастание ряда норм в преобразованном виде в составную часть правил поведения в коммунистическом обществе.

  Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, Соч., 2 изд., т. 4, с. 443; Маркс К., Критика Готской программы, там же, т. 19, с. 18—20; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; его же, Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, гл. , там же; его же, Юридический социализм, там же, с. 495—516; его же, К жилищному вопросу, там же, т. 18, с. 272—74; Ленин В. И., Государство и революция, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 33; его же, "О двойном" подчинении и законности, там же, т. 45; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1974; Теория государства и права, М., 1962: Алексеев С. С., Проблемы теории права, т. 1—2, Свердловск, 1972—73; его же, Социальная ценность права в советском обществе, М., 1971; Керимов Д. А., Философские проблемы права, М., 1972; Общая теория государства и права, под ред. В. С. Петрова и Л. Ф. Явича, т. 2, Л., 1974; Марксистско-ленинская общая теория государства и права, т. 1—4, М., 1970—73; Недбайло П Е., Введение в общую теорию государства и права, К., 1971; Сабо И., Социалистическое право, пер. с венг., М., 1964; Туманов В. А., Буржуазная правовая идеология. К критике учений о праве, М., 1971.; История государства и права СССР, ч. 1—2, М., 1961—62; Черниловский З. М., Всеобщая история государства и права, М., 1973; Шебанов А. Ф., Форма советского права, М., 1968.

  В. А. Туманов.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 22.12.2024 07:58:49