|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Аэросани | Аэросани (далее А) сани, передвигающиеся по снегу и льду тягой воздушного винта. Первые А в России были построены в 1908 на московской фабрике "Дукс". Несколько типов А было создано А С. Кузиным и др. Небольшая серия А, выпущенных в 1915—16 автомобильным заводом Всероссийского земского союза, применялась на фронте. Решением СТО в 1919 была создана Комиссия по организации постройки аэросаней (КОМПАС). В 1919—32 при участии видных советских ученых и конструкторов, входивших в КОМПАС, был разработан ряд типов А (АНТ — конструкции А Н. Туполева, АРБЕС — А А Архангельского и Б. С. Стечкина, НРБ — Н. Р. Бриллинга, БЕКА — Н. Р. Бриллинга и А С. Кузина), которые прошли практическую проверку в испытательных пробегах. Лучшие из них применялись в народном хозяйстве и Советской Армии вплоть до 40—50-х гг. Распространение получили аэросани AHT-, которые выпускались серийно. В период Великой Отечественной войны на вооружении Советской Армии находились транспортно-десантные аэросани НКЛ-16 и боевые — НКЛ-26, спроектированные под руководством Н. М. Андреева на Московском глиссерном заводе. В 50—60-х гг. было начато серийное производство А "Север-2", КА-30 (рис.), созданных конструкторским бюро Н. И. Камова, и А-"амфибий", разработанных конструкторским бюро А Н. Туполева.
А цельнометаллической конструкции имеют установленный на 3 или 4 лыжи кузов и управляются носовыми поворотными лыжами; в кормовой части А располагается двигатель с воздушным винтом. В А-"амфибиях" кузов на лыжах заменен для лучшей проходимости одной лодкой-лыжей, что позволяет двигаться не только по рыхлому снегу, но и по воде, мелководным рекам, заболоченным водоемам, льду с полыньями, битому льду. А-"амфибия" управляются вертикальными рулями, расположенными в кормовой части лодки-лыжи. Грузоподъемность А и А-"амфибий" достигает 600 кг, дальность хода до 500 км, при мощности двигателя 190 квт (260 л.с.) они развивают скорость св. 100 км/ч по снегу и до 80 км/ч по воде (А-"амфибия"). В СССР А и А-"амфибию" применяют для связи, перевозки почты, людей, грузов, патрульной службы и др. в условиях бездорожья Севера Европейской части и Сибири. За границей для тех же целей А применяют в скандинавских странах, Канаде и Аляске. Продолжается разработка А с повышенной экономичностью и надежностью, для использования в любую погоду и время года.
Лит.: Евстюшин Н. И., Развитие аэросанного транспорта в СССР, М., 1959.
Г. С. Махоткин.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 23.12.2024 10:29:39
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|