Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Аэрорадионивелирование

Аэрорадионивелирование (далее А) способ определения при аэрофотосъемке высот точек местности, основанный на измерении времени прохождения радиоволн от самолета до земной поверхности и обратно. Разработан в СССР в 1945. А выполняется путем определения высоты полета R с помощью радиовысотомера и превышения D самолета над исходной изобарической поверхностью, измеряемого статоскопом.

  Высоты точек AR получают в условной системе - от поверхности Е, параллельной изобарической (рис. 1), определяя их по формулам

AR`= R - D, AR = R - `

  где R - постоянная величина, большая AR`

  Для определения R из показаний радиовысотомера, измеряющего расстояние D от самолета (т. е. от центра проекции ) до ближайшей точки М земной поверхности (рис. 2), на прецизионном стереометре с помощью "сеток стереосфры" по аэроснимкам измеряют поправку DD; тогдаНR = D + DD. Если уклоны местности меньше 2°, то поправки DD не измеряют. Для приведения высот AR к уровенной поверхности необходимо определить геодезические высоты Ar. точек надира аэроснимков (т. е. точек , лежащих на отвесной линии) в начале и конце маршрута аэрофотосъемки, тогда (рис. 1)



  Точность A. mAR = ± 1,5 м (при длине маршрута 30-40 км и Н до 3500 м) - в открытых равнинных и холмистых районах. Густой лес вызывает "повышение" высот примерно на половину высоты древостоя (в зависимости от густоты леса и развитости крон деревьев), мелкий и редкий лес влияния на результаты измерений не оказывает. Водные поверхности вызывают "повышение" высот около 3 м. В скалистых горных районах А не применяют в связи с затруднительностью установления, от какой точки местности отражен данный радиосигнал.

  В Канаде и в ряде других стран А основано на сочетании радиовысотомера с узко направленн. ым излучением и гипсотермометра. Этот комбинированный прибор (аэропрофилограф) непосредственно вычерчивает на ленте профиль местности по трассе полета с точностью примерно вдвое ниже указанных значений. А применяют при создании топографических карт масштабов 1:25 000 и мельче, проектировании путей сообщения и для других инженерных целей.

  Лит.: "Тр. Центрального научно-исследовательского института геодезии, аэрофотосъемки и картографии", 1959, в. 129: Кожевников Н. П., Крашенинников Г. Д., Н. П., Фотограмметрия, 2 изд., М., 1960: Коншин М. Д., Аэрофотограмметрия, М., 1967.

  Н. П. Кожевников.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 10:22:22