Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Аэропорт

Аэропорт (далее А) (от аэро... и порт), транспортное предприятие, обеспечивающее регулярные перевозки пассажиров, грузов и почты средствами воздушного транспорта. В СССР А гражданской авиации подразделяются на международные, союзные и местного значения. В зависимости от оборудования и объема авиатранспортных перевозок А делятся на классы. Наиболее крупные А называются внеклассными, самые малые - неклассифицированными.

  С ростом протяженности воздушных трасс и освоением новых типов самолетов повышаются требования к оборудованию и оснащению А Современные А представляет собой сложный комплекс инженерных сооружений и технических средств, для размещения которого требуется территория, измеряемая в отдельных случаях тысячами гектаров (например, московский А Домодедово, нью-йоркский аэропорт Кеннеди) (рис.). При выборе месторасположения А учитываются удобства и быстрота сообщения с городом, возможность отчуждения вблизи города значительных земельных площадей и перспективного развития А, пригодность рельефа, грунтовые и гидрогеологические условия, высотные препятствия вблизи А и на воздушных подходах и др. Важнейший элемент А - аэродром, включающий летное поле, на котором располагаются летные полосы, рулежные дорожки, места стоянки самолетов, концевые и боковые полосы безопасности. Количество летных полос и их расположение в плане устанавливается в зависимости от пропускной способности А и рельефа местности. На летной полосе выделяется рабочая площадь, в пределах которой размещаются Аэродромное покрытие).

  Взлетно-посадочные полосы соединяются с перронами и местами стоянок самолетов рулежными дорожками. Для регулярности полетов и оезопасной посадки самолетов летное поле оборудуют инструментальной, радиотехнической системой захода на посадку и сигнальной системой огней высокой интенсивности. К летному полю примыкает служебно-техническая зона. В ее состав входят: пассажирский комплекс (аэровокзал, взлетно-посадочные полосы с искусственными покрытиями (перроны, привокзальная площадь, гостиница и т. д.), грузовой комплекс (грузовой вокзал с перроном и двором), здания и сооружения радионавигационной службы, авиатопливоснабжения, технического обслуживания самолетов и подсобно-производственного назначения. В крупных А возводят несколько аэровокзалов (московские аэропорты Внуково и Шереметьево, международный аэропорт Кеннеди в Нью-Йорке и др.). В А имеется здание управления воздушным движением (командно-диспетчерский пункт), в котором размещены диспетчерская, штурманская, метеослужба и пр. Техническое обслуживание самолетов (предполетное и послеполетное) проводится на местах стоянок. Т. н. периодические регламенты технического обслуживания выполняются в ангарных корпусах авиационно-технических баз (см. Ангар). Заправку самолетов авиатопливом производят самоходными авиатопливозаправщиками или стационарной системой централизованной заправки самолетов. А имеет базы механизации и транспорта, технические и хозяйственные склады, различные служебные здания и комплексы инженерных сетей и сооружений, обеспечивающих его водоснабжение, канализацию, тепло-, газо-и электроснабжение. Для работников А и их семей сооружается комплекс жилых и культурно-бытовых зданий в виде отдельного поселка, размещаемого обычно на расстоянии 3-5 км от А

  Превращение А в сложный планировочный комплекс, рост территории, занимаемой А, использование различных видов транспорта для доставки пассажиров в А, наряду с увеличением территорий современных городов, выдвинули строительство А в число общих градостроительных проблем. Ввиду особых технических требований и необходимости защиты городов от шума, А располагают, как правило, на значительном расстоянии (до нескольких десятков километров) от границ жилой застройки. Обслуживание А включают в общую схему движения транспорта в городе и пригородном районе. Учитывая перспективу расширения А, в пригородной зоне резервируют необходимые территории. Разработка архитектурно-планировочных схем А предусматривает наиболее рациональное сочетание зон - летной, служебной и жилой; при этом композиционным центром является аэровокзал вместе с другими участками служебной зоны, непосредственно связанными с обслуживанием пассажиров. Проектирование, строительство и реконструкцию А осуществляют на основе специальных технических условий. Деятельность А международных линий регламентируется требованиями Международной организации граждаснкой авиации (ИКАО).

  Лит. см. при статьях Аэровокзал, Аэродром..

  Л. И. Горецкий, Ф. Я. Зайцев, В. Г. Локшин.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 23.12.2024 05:36:39