Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Портрет

Портрет (далее П) (франц. portrait, от устаревшего portraire — изображать), изображение или описание (например, в литературе) какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности. В изобразительном искусстве П — один из главных жанров живописи, скульптуры, графики, а также фотоискусства. В основе жанра П — мемориальное начало, увековечивание облика конкретного человека. Важнейшим критерием портретности является сходство изображения с портретируемым (моделью, оригиналом). Сходство в П — результат не только верной передачи внешнего облика портретируемого, но и правдивого раскрытия его духовной сущности в единстве индивидуально-неповторимых и типических черт, присущих ему как представителю определенной исторической эпохи, национальности, социальной среды; Однако вследствие практической невозможности сопоставления зрителем изображения с моделью П часто называют всякое индивидуализированное изображение человека, если оно является единственной или по крайней мере главной темой художественного произведения. Обычно П изображает современное художнику лицо и создается непосредственно с натуры. Наряду с этим сформировался тип П, изображающего какого-либо деятеля прошлого (исторический П) и создаваемого по воспоминаниям или воображению мастера, на основе вспомогательного (литературно-художественного, документального и т.п.) материала. Как в П современника, так и в историческом П, объективному изображению действительности сопутствует определенное отношение мастера и модели, отражающее его собственное мировоззрение, эстетическое кредо и т.д. Все это, переданное в специфически-индивидуальной художественной манере, вносит в портретный образ субъективную авторскую окраску. Исторически складывалась широкая и многоплановая типология П В зависимости от назначения, специфики формы, характера исполнения различают П станковые (картины, бюсты, графические листы) и монументальные (скульптурные монументы, фрески, мозаики), парадные и интимные, погрудные, в полный рост, en face (анфас), в профиль и т.п. В разные эпохи получают распространение П на медалях и монетах (медальерное искусство), на геммах (глиптика), портретная миниатюра. По числу персонажей П делятся на индивидуальные, парные (двойные) и групповые. Специфическим типом П является автопортрет. Границы жанра П очень подвижны, и часто собственно П может сочетаться в одном произведении с элементами др. жанров. Таковы П-картина, где портретируемый представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими его миром вещей, природой, архитектурными мотивами и др. людьми (последнее — групповой П-картина), и П-тип — собирательный образ, структурно близкий П В сочетании П с бытовым или историческим жанром модель (изображаемое конкретное лицо) часто вступает во взаимодействие с вымышленными персонажами. П может раскрывать высокие духовно-нравственные качества человека. Вместе с тем П доступно правдивое, подчас беспощадное выявление и негативных свойств модели (с последним, в частности, связана портретная карикатура-шарж, сатирический П). В целом П, наряду с передачей характерных индивидуальных особенностей отдельной личности, способен глубоко отражать важнейшие общественные явления в сложном переплетении их противоречий.

  Зарождение П относится к глубокой древности. Первые значительные образцы П встречаются в древневосточной, главным образом древнеегипетской, скульптуре. Здесь назначение П было во многом обусловлено культовыми, религиозно-магическими задачами. Необходимость "дублирования" модели (П как двойник ее в загробной жизни) приводила к проецированию на имперсональный канонический тип изображения (воплощающий нечто неизменное) индивидуально-неповторимых черт определенного человека. Со временем содержание древнеегипетский П углубляется (особенно в человечных одухотворенных образах эпохи Нового царства периода Эль-Амарны, 14 в. до н. э.). В Древней Греции в эпоху классики создаются обобщенные, идеализированные скульптурные П поэтов, философов, общественных деятелей. С конца 5 в. до н. э. древнегреческий П все более индивидуализируется (творчество Деметрия из Алопеки, Лисиппа), тяготея в период эллинизма (конец 4—1 вв. до н. э.) к драматизации образа. Высокого расцвета античной скульптуры П достигает в искусстве Древнего Рима. Развитие древнеримского П связало с усилением интереса к конкретному человеку, с расширением круга портретируемых. В основе художественной структуры многих древнеримского П — четкая, подчас скрупулезная передача неповторимых черт модели при соблюдении определенного единства индивидуального и типического начал. В период империи отдельные мастера обращались к идеализирующему, нередко мифологизированному П В своих лучших образцах древнеримский П отмечен жизненной достоверностью, психологической выразительностью характеристик. В эпоху эллинизма и в Древнем Риме, наряду с портретными бюстами и статуями, широкое распространение получили П на монетах, камеях и т.п., отчасти живописные П Ранние сохранившиеся образцы станковой портретной живописи представляют фаюмские портреты (Египет, 1—4 вв.). Во многом связанные с традициями древневосточного П, с религиозно-магическими представлениями фаюмские П вместе с тем создавались под воздействием античного искусства, непосредственно с натуры, несли в себе ярко выраженное сходство с конкретным человеком, а в поздних образцах — специфическую духовность.

  Полная острых противоречий, многоликая европейская средневековая культура с присущей ей постоянной борьбой спиритуалистических и стихийно-материалистических тенденций наложила на развитие П особый отпечаток. Средневековый художник, ограниченный строгими церковными канонами, сравнительно редко обращался к П, личностное начало в его понимании растворялось в религиозной соборности. Средневековый П во многих случаях представляет собой неотъемлемую часть церковного архитектурно-художественного ансамбля; его моделями являются преимущественно знатные лица — правители, члены их семей, приближенные, донаторы. Средневековый П во многих своих образцах имперсонален, в то же время некоторым готическим скульптурам, фрескам и мозаикам византийских, русских и др. церквей Западной и Восточной Европы присущи духовная характерность, ясная физиономическая определенность. Чертами конкретных людей средневековый художник часто наделяет изображения святых. Большой конкретностью отличается средневековый китайский П (особенно периода Сун, 10—13 вв.). Несмотря на подчинение строгому типологическому канону, средневековые китайские мастера создали множество ярко индивидуализированных светских П, часто выявляя в моделях черты интеллектуализма. Психологически заострены некоторые П средневековых японских живописцев и скульпторов. Высокие образцы портретной миниатюры были созданы в эпоху феодализма мастерами Средней Азии, Азербайджана, Афганистана (Кемаледдин Бехзад), Ирана (Реза Аббаси), Индии.

  Широкий расцвет живописного, скульптурного и графического П происходит в эпоху Возрождения, с особенно большой полнотой проявляясь в искусстве Италии. Гуманистический индивидуализм ренессансного человека, ослабившего путы религии, твердо уверовавшего в силу творческой личности и полагавшего себя "мерой всех вещей", требовал совершенно новой структуры П Художественное видение портретиста эпохи Возрождения во многих случаях идеализировало модель, но непременно следовало из необходимости постичь ее сущность. Изображая своего героя в определенной земной среде, художник свободно располагал модель в пространстве. И модель все чаще выступала не на условном, ирреальном фоне, как это было в искусстве средневековья, а в единстве с реалистически трактованными интерьером или пейзажем, часто — в непосредственном живом общении с вымышленными (мифологическими и евангельскими) персонажами. В монументальных росписях среди др. персонажей художник нередко изображает себя. Все эти особенности ренессансного П отчасти наметились уже в П. треченто (Джотто, Симоне Мартини) и прочно утвердились в 15 в. (монументальная и станковая живопись Мазаччо, Андреа дель Кастаньо, Доменико Венециано, Доменико Гирландайо, Сандро Боттичелли, Пьеро делла Франческа, Пинтуриккьо, Мантеньи, Антонелло да Мессина, Джентиле и Джованни Беллини, статуи Донателло и Верроккьо, станковая скульптура Антонио Росселлино, Дезидерио да Сеттиньяно, Мино да Фьезоле, Бенедетто да Майано, медали А. Пизанелло). Ренессансный антропоцентризм особенно ярко проступает в портретном творчестве мастеров Высокого Возрождения. Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Тинторетто еще в большей мере углубляют содержание портретных образов, наделяют их силой интеллекта, чувством личной свободы и духовной гармонией, существенно обновляют средства художественной выразительности (воздушная перспектива Леонардо да Винчи, колористические открытия Тициана). Высочайшие достижения в П эпохи Возрождения связаны с творчеством нидерландских (Я. ван Эйк, Робер Кампен — т. н. флемальский мастер, Рогир ван дер Вейден, Х. ван дер Гус, Гертген тот Синт-Янс, Лука Лейденский, К. Массейс, А. Мор) и немецких (А. Дюрер, Л. Кранах Старший, Х. Хольбейн Младший) мастеров 15—16 вв. При известной стилистической общности с П итальянского Возрождения их произведения отличаются большей духовной заостренностью характеристик, предметной точностью изображения. Если портретисты итальянского Возрождения часто как бы возносили своего героя над миром, то здесь портретируемый нередко представлен как неотъемлемая частица мироздания, органично включенная в его бесконечно сложную систему. Ренессансным гуманизмом проникнуты тонкие по характеристике, изящные по исполнению живописные, графические и скульптурные П французских мастеров Возрождения (Ж. Фукс, Ж. и Ф. Клуэ, Корнсль де Лион, П Бонтан, Ж. Пилон). В эту эпоху в разных странах возникают новые формы группового П Иератически застывшие портретные группы средневековья сменяются многофигурными композициями, полными живой, действенной взаимосвязи персонажей. Создаются первые значительные образцы группового и парного П в станковой живописи. В различных видах развивается тип исторического П В искусстве маньеризма (16 в.) П утрачивает ясность ренессансных образов. В нем проявляются черты, отражающие драматически тревожное восприятие противоречий эпохи. Меняется композиционный строй П Им присуща подчеркнутая острота и насыщенность духовного выражения. Это в разной степени свойственно П итальянских мастеров Понтормо, Бронзино, испанского живописца Эль Греко.

  Коренные общественные, идеологические и научные сдвиги в жизни западноевропейских стран в конце 16 — начале 17 вв. повлияли на сложение новых форм П Его специфика теперь определяется изменившимся мировосприятием, порывавшим с унаследованным Возрождением от античности антропоцентризмом. Кризис гармонически ясных взглядов на действительность сопровождается усложнением внутреннего мира человека, его взаимосвязей с миром внешним, а вместе с тем и непреодолимым стремлением к более глубокому, гибкому и многогранному самопознанию, к широкому постижению реальности. Все это способствует поискам в П большей адекватности истинному облику модели, раскрытию ее многосложного характера. Ключевые позиции в П с начала 17 в. безраздельно переходят к станковой живописи. Его вершины определяются творчеством крупнейших мастеров 17 в., значение которых выходит далеко за пределы эпохи. Огромным завоеванием П 17 в. является его глубокая демократизация, получившая наиболее полное выражение в Голландии. Образы людей, представляющих самые различные социальные слои общества, национальные возрастные группы выступают во многих жизненно правдивых П работы Рембрандта, отмеченных величайшей любовью к человеку, постижением сокровеннейших глубин его духовной жизни и нравственной красоты, в острореалистическом П кисти Ф. Халса, ярко раскрывающих изменчивую подвижность души модели. Характерное для голландских портретистов небывало широкое обращение к групповому П связано с усилением буржуазно-демократических начал в жизни страны. Различные грани человеческого характера выступают в реалистически глубоких, воплощающих действительность в ее многогранности и противоречивости портретных работах испанца Д. Веласкеса. Халс и Веласкес создают П-типы людей из народа, раскрывающие внутреннее достоинство, богатство и сложность их душевного мира. Большой правдивостью проникнуты П придворной и церковной знати в творчестве Веласкеса, итальянского скульптора Л. Бернини. Яркие, полнокровные натуры привлекают крупнейшего фламандского живописца 17 в. П П Рубенса, повлиявшего и на сложение проникновенно-лирического интимного П Тонкой выразительностью характеристик отмечены виртуозные по мастерству работы П фламандца А. ван Дейка. Возросшая в 17 в. тяга художников к самопостижению, утверждению творческой личности способствует широкой и многогранной разработке станковых форм автопортрета (достигший особенных вершин в этой области Рембрандт, его соотечественник К. Фабрициус, ван Дейк, французский живописец Н. Пуссен). Реалистические тенденции искусства 17 в. проявились также в портретном творчестве В. Гисланди в Италии, Ф. Сурбарана в Испании, С. Купера и Дж. Райли в Англии, Ф. де Шампеня, М. Ленена и Р. Нантеля во Существенное обновление идейно-содержательной структуры П в 17 в. сопровождалось эволюцией его выразительных средств (убедительная передача световоздушной среды посредством светотеневых контрастов, новые приемы письма плотными короткими, подчас раздельными мазками), что сообщает изображению неведомую дотоле жизненность, реально осязаемую подвижность. Движение оказывается в основе композиции многих П 17 в.; при этом огромная роль отводится выразительности жеста модели. Решительно активизируется сюжетная взаимосвязь героев группового П Ясно обозначается его тенденция к перерастанию в групповой П-картину. В П 17 в. отразились и негативные тенденции искусства той эпохи. Во многих парадных П мастеров этой эпохи реалистическое образное начало с трудом прорывается сквозь известную условность форм, свойственную искусству барокко. Ряд же П несет в себе откровенную идеализацию высокопоставленного заказчика (произведения французского живописца П Миньяра и скульптора А. Куазевокса, английского живописца П Лели).

  Уже во 2-й половине 17 в. многие достижения реалистического П предаются забвению. Не только аристократ, но и все более ощущающий себя хозяином жизни буржуа требуют от П безоговорочной лести. В голландских П на смену жизненной правдивости Рембрандта приходят приторная сентиментальность, холодная театральность и условная репрезентативность. Придворно-аристократический П особенно расцветает во В 18 в. официальное искусство являет многочисленные образцы парадного, ложноидеализирующего, часто "мифологизированного" П (Ж. Натье, Ф. Г. Друэ), в котором первостепенная роль отводится декоративной нарядности модели. Одновременно в искусстве 18 в. возникает и утверждается новый реалистический П, во многом связанный с гуманистическими идеалами эпохи Просвещения. Во он представлен остроаналитическими образами живописца М. К. Латура, скульпторов Ж. А. Гудона и Ж. Б. Пигаля, утонченно-интеллектуальными поздними работами А. Ватто, редкими по жизненной простоте и искренности "жанровыми" портретами кисти Ж. Б. С. Шардена, полными лиризма и теплоты пастелями Ж. Б. Перронно, виртуозными по исполнению жизненно правдивыми портретами работы О. Фрагонара; в Великобритании — остросоциальными, демократическими портретными произведениями У. Хогарта. Особенно полно и глубоко свежие реалистические тенденции проявляются в П 2-й половине 18 — начале 19 вв., когда выступают такие блестящие мастера, как Дж. Рейнолдс и Т. Гейнсборо в Великобритании, Дж. Стюарт в США. Созданные этими живописцами интимные и парадные П отличаются точностью социальных характеристик, тонкостью психологического анализа, глубоким раскрытием внутреннего мира и богатства чувств изображаемых людей.

  В России усиленный интерес к П проявляется в 17 в. в связи с экономическим, политическим и культурным ростом страны. Широкое распространение получает парсуна. В 18 в. происходит интенсивное развитие светского русского П (полотна И. Н. Никитина, А. М. Матвеева, А. П Антропова, И. П Аргунова, И. Я. Вишнякова), в конце столетия ставшего вровень с высшими достижениями современного мирового П (живопись Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского, скульптурные работы Ф. И. Шубина, гравюры Е. П Чемесова).

  Решению новых задач в жанре П во многом способствовала Великая французская революция. Ее событиями непосредственно навеян ряд история, картин портретного характера Ж. Л. Давида, отмеченных чертами классицизма. В созданной Давидом на рубеже 18—19 вв. обширной галерее заостренных по социальной характеристике П представителей различных кругов общества ярко и правдиво выявлены многие существенные аспекты эпохи. Революционно-освободительные идеи нашли отражение в острореалистических П, исполненных испанцем Ф. Гойей и положивших начало критической линии в жанре П Страстно-эмоциональные интимные П и автопортреты Гойи в основе своей романтичны. Тенденции романтизма получают развитие в 1-й половине 19 в. в портретном творчестве живописцев Т. Жерико и Э. Делакруа, скульптора Ф. Рюда во живописцев О. А. Кипренского, К. П Брюллова, отчасти В. А. Тропинина в России, О. Рунге в Наряду с ними развиваются, наполняясь новым жизненным содержанием, портретные традиции классицизма (во живописец Ж. О. Д. Энгр). С именем француза О. Домье связано возникновение в 19 в. первых значительных образцов сатирического П в графике и скульптуре.

  Проблема социальной характеристики, последовательное раскрытие этических достоинств человека через его психологию по-новому и по-разному решаются в реалистическом П середины и 2-й половины 19 в. Еще больше расширяется географический диапазон П, возникает ряд его национальных  школ, множество стилистических направлений, представленных различными творческими индивидуальностями (Г. Курбе во А. Менцель, В. Лейбль в А. Стивене в Великобритании; Э. Вереншелль в Норвегии; Я. Матейко в Польше; М. Мункачи в Венгрии; К. Манес в Чехословакии; Т. Эйкинс в США).

  Большими достижениями в области П отмечено во 2-й половине 19 в. творчество русских мастеров, связанное с усилением демократических тенденций в жизни страны. Передвижники В. Г. Перов, Н. Н. Ге, И. Н. Крамской, Н. А. Ярошенко и особенно И. Е. Репин создают галерею П выдающихся деятелей национальной культуры. В П крестьян работы Перова, Крамского, Репина отражен глубокий интерес художников-демократов к представителю простого народа как к значительной, полной богатой внутренней жизни личности. Русские портретисты нередко обращаются к П-типу, героями которого становятся безымянные представители как народа, так и революционной интеллигенции, создают образцы подчеркнуто обличительного П, широко вводят портретное начало в бытовой и исторические жанры (картины В. И. Сурикова).

  С рождением фотографии возникает и развивается под сильным воздействием портретной живописи фотопортрет, который, в свою очередь, стимулирует поиски новых форм образного строя как живописного, так и скульптурного и графического П, недоступных фотоискусству.

  В последней трети 19 в. во к существенному обновлению идейно-художественной концепции П приводят открытия мастеров импрессионизма и близких им художников-живописцев Э. Мане, О. Ренуара, Э. Дега, скульптора О. Родена. В основе их портретного творчества — проникнутые глубоким гуманизмом образы, передающие изменчивость облика и поведения модели в столь же изменчивой среде. В разной мере черты импрессионизма присущи П работы шведа А. Цорна, немца М. Либермана, американцев Дж. М. Уистлера и Дж. С. Сарджента, русского художника К. А. Коровина. Импрессионистическому П по своим целям и образной структуре противоположно портретное творчество крупнейшего французского мастера последней трети 19 в. П Сезанна, стремившегося выразить в монументальном и целостном художественном образе некие устойчивые свойства модели. В это же время создаются драматичные, нервно-напряженные портретные произведения голландца В. ван Гога, глубоко отразившие жгучие проблемы нравственной и духовной жизни современного человека. Своеобразный отпечаток на художественный язык П в конце 19 — начале 20 вв. накладывает стиль "модерн", сообщая ему лаконичную заостренность, нередко придавая характеристике модели черты гротеска (портреты, созданные А. де Тулуз-Лотреком во Э. Мунком в Норвегии и другими).

  В предреволюционной России реализм получает новое качество в исполненных глубокого общественного пафоса, остропсихологических портретах, созданных В. А. Серовым, в духовно значительных, по-разному раскрывающих ценность творческой личности П работы М. А. Врубеля, С. В. Малютина, А. Я. Головина, в социально выразительных П-типах рабочих кисти Н. А. Касаткина, работы скульптора С. Т. Коненкова, в воспевающих цельность народной натуры П-картинах А. Е. Архипова, Б. М. Кустодиева, Ф. А. Малявина, лирически интимных портретах в творчестве В. Э. Борисова-Мусатова, К. А. Сомова, З. Е. С др. стороны, наблюдается резкая деградация жанра в многочисленных образцах салонного П, портретных работах представителей различных "левых" группировок.

  В 20 в. в жанре П проявились особенно сложные и противоречивые тенденции искусства новой исторической эпохи, обостряющаяся борьба демократической и буржуазной культур. На почве модернизма возникают произведения, лишенные самой специфики П, подчеркнуто уходящие от реального облика модели, сводящие ее изображение к условной, отвлеченной схеме. В противовес им идут интенсивные поиски новых реалистических средств утверждения в П духовной силы и красоты человека. Реалистические традиции П по-разному продолжаются в графике К. Кольвиц в в живописи У. Орпена и О. Джона в Великобритании, в скульптуре А. Бурделя, А. Майоля, Ш. Деспьо во В портретном творчестве крупнейших западноевропейских мастеров 20 в. (П Пикассо, А. Матисс, А. Дерен, Ж. Руо, А. Модильяни во Ж. Грос, О. Дикс, Э. Барлах в О. Кокошка в Австрии) сосуществуют, а порой и сталкиваются противоречивые идейно-художественные тенденции.

  К середине 20 в. развитие П становится все более сложным, все чаще характеризуется кризисными чертами. Утрата П жизнеутверждающего начала сопровождается нарочитым искажением (деформацией) человеческого облика. В различных течениях модернизма практически исчезает образ человека. Однако прогрессивные зарубежные мастера (живописцы Р. Гуттузо в Италии, Х. Эрни в Швейцарии, Д. Ривера и Д. Сикейрос в Мексике, Э. Уайет в США, Сэйсон Маэда в Японии; скульпторы К. Дуниковский в Польше, В. Аалтонен в Финляндии, Дж. Манцу в Италии, Д. Дейвидсон и Дж. Эпстайн в США) творчески развивали и развивают традиции мирового реалистического П, обогащают их новыми художественными открытиями, создавая образы, полные жизненной правды и гуманистического пафоса. Позиции общественно активного, демократического в своей основе реализма занимают художники социалистических стран: Ф. Кремер в ГДР, К. Баба в Румынии, Ж. Кишфалуди-Штробль в Венгрии, Д. Узунов в Болгарии и др.

  Советский П — качественно новая ступень в истории мирового портретного искусства, один из основных жанров советского изобразительного искусства, отмеченный всеми его характерными чертами. В советском П наметилась устойчивая тенденция относительно равномерного его развития во всех основных видах изобразительного искусства. Пный образ все чаще входит в сюжетную картину, монументальную скульптуру, плакат, сатирическую графику и т.п. Советский П многонационален; он впитал как традиции западноевропейского и русского реалистического П, так и достижения многих портретистов 19—20 вв., представляющих разные народы СССР. Основное содержание советского П — образ нового человека, строителя коммунизма, носителя таких духовных качеств, как коллективизм, социалистический гуманизм, интернационализм, революционная целеустремленность. Главным героем советского П становится представитель народа. Возникают П-типы и П-картины, отражающие новые явления в трудовой и общественной жизни страны (работы И. Д. Шадра, Г. Г. Ряжского, А. Н. Самохвалова, С. В. Герасимова, С. А. Чуйкова). Наряду с портретными образами советской интеллигенции, созданными такими мастерами, как живописцы Малютин, К. С. Петров-Водкин, М. В. Нестеров, П Д. Корин, И. Э. Грабарь, П П Кончаловский, М. С. Сарьян, С. М. Агаджанян, К. К. Магалашвили, Т. Т. Салахов, Л. Мууга, скульпторы Коненков, В. И. Мухина, С. Д. Лебедева. Т. Залькалн, Л. Давыдова-Медене, графики В. А. Фаворский, Г. С. Верейский, Э. Эйнманн, появляются жизненно правдивые П рабочих, воинов Советской Армии (скульптура Е. В. Вучетича, Н. В. Томского, Г. Г. Чубаряна, живопись А. А. Шовкуненко, В. П Ефанова, И. А. графика Ф. Паулюк) и колхозников (живопись А. А. Пластова, А. Гудайтиса, И. Н. Клычева). На новой идейно-художественной основе создаются групповые П (произведения А. М. Герасимова, Корина, Д. Д. Жилинского). Новаторскими чертами отмечены исторические и, в частности, историко-революционные П мастеров союзных республик ("Лениниана". Н. А. Андреева, работы И. И. Бродского, Вл. А. Серова, В. И. Касияна, Я. И. Николадзе). Развиваясь в русле единого идейно-художественного метода социалистического реализма, советский П отличается многообразием творческих индивидуальностей его мастеров, богатством художественных манер и решений темы, смелыми поисками новых выразительных средств.

  Лит.: Искусство портрета. (Сб. ст., под ред. А. Г. Габричевского), М., 1928; Античный портрет. (Сб. ст.), Л., 1929; Вальдгауер О. Ф., Этюды по истории античного портрета, ч. 1, П, 1921, ч. 2, М. — Л., 1938; его же, Римская портретная скульптура в Эрмитаже, П, 1923; Французские карандашные портреты XVI—XVII веков. (Альбом), Л., 1936; Алпатов М. В., Очерки по истории портрета, (М. — Л.), 1937; Лазарев В. Н., П в европейском искусстве XVII века, М. — Л., 1937; Павлов В. В., Скульптурный портрет в древнем Египте, М. — Л., 1937; его же, Египетский портрет — веков, М., 1967; Овчинникова Е. С., П в русском искусстве XVII века. Материалы и исследования, М., 1955; Очерки по истории русского портрета второй половины XIX века, под ред. Н. Г. Машковцева, М., 1963; Очерки по истории русского портрета конца XIX — начала XX века, под ред. Н. Г. Машковцева и Н. И. Соколовой, М., 1964; Очерки по истории русского портрета первой половины XIX века, под ред. И. М. Шмидта, М., 1966; Волков-Ланнит Л., Искусство фотопортрета, (М., 1967); Светлов И. Е., Советский скульптурный портрет, М., 1968; 3ингер Л. С., Советская портретная живопись, М., 1968; его же, О портрете. Проблемы реализма в искусстве портрета, (М., 1969); Ю. К., Французский портрет XVIII века, М., 1968; Виппер Б. Р., Проблема сходства в портрете, в его кн.: Статьи об искусстве, М., 1970; Гершензон-Чегодаева Н. М., Нидерландский портрет XV века. Его истоки и судьбы, М., 1972; Проблемы портрета. Материалы научной конференции (1972), М., (1974); Waetzoldt ., Die Kunst des Porträts, Lpz., 1908; Simmel G., Das Problem des Porträts, в его кн.: Zur Philosophic der Kunst, Potsdam, (1922); Furst ., Portrait painting, L., (1927); Riegl A., Das holländische Gruppenporträt, ., 1931; ünfhundert Selbstporträts.(Plastik. Malerei. Graphik), ., 1936; Zeit und Bildnis, Bd 1—6, ., 1957: Richter G., The portraits of the Greeks, v. 1—3, L., 1965.

  Л. С. Зингер.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 25.12.2024 11:00:59