|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Поп-арт | "Поп-арт" (далее П) (англ. pop art, от pop - отрывистый звук, легкий удар, хлопок, похожий на хлопанье пробки, буквально - искусство, производящее взрывной, шокирующий эффект; трактуется также как сокращение от английского popular art - популярное, общедоступное искусство), неоавангардистское направление в изобразительном искусстве. Явившись своеобразной реакцией на абстрактное искусство и вместе с тем обнаружив связь с дадаизмом (особенно с творчеством М. Дюшана) и сюрреализмом, "П-а." получил распространение со 2-й половины 1950-х гг. в США (основоположник направления - Р. Раушенберг; К. Олденберг, Дж. Розенквист, Дж. Джонс, Р. Лихтенстайн, Дж. Дайн), Великобритании (П Блейк, Р. Гамильтон) и др. странах. Своими целями представители "П-а." провозгласили "возвращение к реальности", "раскрытие эстетической ценности" образцов массовой продукции, языка средств массовой коммуникации (реклама, фото, репродукция, комикс и т.п.), всей окружающей человека искусств. материальной среды. Они буквально воспроизводят (часто с помощью коллажа или иных подобных техник) типичные предметы современного урбанизированного быта (вещи домашнего обихода, упаковка товаров, фрагменты интерьеров, детали машин и т.д.), популярные печатные изображения каких-либо известных личностей и событий или даже включают эти предметы и изображения в композиции в натуральном виде. Подменяя реальность алогичной комбинацией разнохарактерных муляжей, "П-а.", как и исторически предшествующие ему течения модернизма, остается замкнутым в круге самодовлеющих формальных экспериментов; он так же далек от реалистически последовательного изображения действительности, как, например, абстракционизм, являясь, по существу, антиискусством. Известное влияние "П-а." на рекламу, плакат, журнальную графику свидетельствует о его ориентированности на "массовую культуру" капиталистического общества с ее девальвацией духовных ценностей.
Лит.: Лифшиц Мих., Феноменология консервной банки, в кн.: Лифшиц Мих,, Рейнгардт Д., Кризис безобразия. От кубизма к поп-арт, М., 1968; Сибиряков В., Поп-арт и парадоксы модернизма, М., (1969); Кузьмина М., Поп-арт, в сборнике: Модернизм, М., 1973; Ьlowsky J., Pop art, . ., 1965; Lippard L. R., Pop art, 3 ed., L., (1970).
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 22.12.2024 15:26:36
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|