Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Понятие

Понятие (далее П), форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений в их противоречии и развитии; мысль или система мыслей, обобщающая, выделяющая предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам. П суть "... не более, как сокращения, в которых мы охватываем, сообразно их общим свойствам, множество различных чувственно воспринимаемых вещей" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 550). П не только выделяет общее, но и расчленяет предметы, их свойства и отношения, классифицируя последние в соответствии с их различиями. Так, П "человек" отражает и существенно общее (то, что свойственно всем людям), и отличие любого человека от всего другого.

  Различают П, в широком смысле и научные П Первые формально выделяют общие (сходные) признаки предметов и явлений и закрепляют их в словах. Научные П отражают существенные и необходимые признаки, а слова и знаки (формулы), их выражающие, являются научными терминами. В П выделяют его содержание и объем. Совокупность обобщенных, отраженных, в П предметов называется объемом П, а совокупность существенных признаков, по которым обобщаются и выделяются предметы в П, - его содержанием. Так, например, содержанием П "параллелограмм" является геометрическая фигура, плоская, замкнутая, ограниченная четырьмя прямыми, имеющая взаимно параллельные стороны, а объемом - множество всех возможных параллелограммов. Развитие П предполагает изменение его объема и содержания.

  Переход от чувственной ступени познания к логическому мышлению характеризуется прежде всего как переход от восприятий, представлений к отражению в форме П По своему происхождению П является результатом длительного процесса развития познания, концентрированным выражением исторически достигнутого знания. Образование П - сложный диалектический процесс, который осуществляется с помощью таких методов, как сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, обобщение, эксперимент и др. П - это необразное, выраженное в слове отражение действительности. Оно обретает свое реальное мыслительно-речевое бытие лишь в развертывании определений, в суждениях, в составе определенной теории.

  В П выделяется и фиксируется прежде всего общее, которое достигается за счет отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса. Но оно не исключает единичное и особенное. На основе общего только и возможно выделение и познание особенного и единичного. Научное П является единством общего, особенного и единичного, т. е. конкретно-всеобщим (см. Всеобщее). При этом общее в П относится не просто к числу экземпляров данного класса, обладающих общими свойствами, не только к множеству однородных предметов и явлений, а к самой природе содержания П, выражающего нечто существенное в предмете.

  В подходе к П в истории философии выявились две противоположные линии - материалистическая, считающая, что П объективны по своему содержанию, и идеалистическая, согласно которой П есть спонтанно возникающая мысленная сущность, абсолютно независимая от объективной реальности. Например, для объективного идеалиста Г. Гегеля П первичны, а предметы, природа суть лишь бледные копии их. Феноменализм рассматривает П как последнюю реальность, не относящуюся к объективной действительности. Некоторые идеалисты рассматривают П как фикции, созидаемые "свободной игрой сил духа" (см. Фикционализм). Неопозитивисты, сводя П к вспомогательным логико-языковым средствам, отрицают объективность их содержания.

  Диалектический материализм исходит из того, что П адекватно отражают действительность. "Человеческие понятия субъективны в своей абстрактности, оторванности, но объективны в целом, в процессе, в итоге, в тенденции, в источнике" (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 29, с. 190).

  Будучи отражением объективной реальности, П столь же пластичны, как и сама действительность, обобщением которой они являются. Они "... должны быть также обтесаны, обломаны, гибки, подвижны, релятивны, взаимосвязаны, едины в противоположностях, дабы обнять мир" (там же, с. 131). Научные П не есть нечто законченное и завершенное; напротив, оно заключает в себе возможность дальнейшего развития. Основное содержание П изменяется лишь на определенных этапах развития науки. Такие изменения П являются качественными и связаны с переходом от одного уровня знания к другому, к знанию более глубокой сущности мыслимых в П предметов и явлений. Движение действительности можно отразить только в диалектически развивающихся П

  А. Г. Спиркин.

 

  П в формальной логике - элементарная единица мыслительной деятельности, обладающая известной целостностью и устойчивостью и взятая в отвлечении от словесного выражения этой деятельности. П - это то, что выражается (или обозначается) любой значащей (самостоятельной) частью речи (кроме местоимений), а если перейти от масштабов языка в целом к "микроуровню", то - членом предложения. Для трактовки проблемы П (в ее формальнологическом аспекте) можно воспользоваться готовым арсеналом трех областей современного знания: 1) общей алгебры, 2) логической семантики, 3) математической логики.

  1) Процесс образования П естественно описывается в терминах гомоморфизма; разбивая интересующее нас множество объектов на классы "эквивалентных" в каком-либо отношении элементов (т. е. игнорируя все различия между элементами одного класса, не интересующие нас в данный момент), мы получаем новое множество, гомоморфное исходному (т. н. фактормножество), по выделенному нами отношению эквивалентности. Элементы этого нового множества (классы эквивалентности) можно мыслить теперь как единые, нерасчленяемые объекты, полученные в результате "склеивания" всех неразличимых в фиксированных нами отношениях исходных объектов в один "комок". Эти "комки" отождествленных между собой образов исходных объектов и есть то, что мы называем П, полученными в результате мысленной замены класса близких между собой представлений одним "родовым" П

  2) При рассмотрении семантического аспекта проблемы П необходимо различать П как некоторый абстрактный объект и называющее его слово (являющееся вполне конкретным объектом), имя, термин. Объемом П называется та самая совокупность "склеиваемых" в это П элементов, о которой сказано выше, а содержанием П - перечень признаков (свойств), на основании которых производилось это "склеивание". Т. о., объем П - это денотат (значение) обозначающего его имени, а содержание - концепт (смысл), который это имя выражает. Чем обширнее набор признаков, тем уже класс объектов, удовлетворяющих этим признакам, и наоборот, чем уже содержание П, тем шире его объем; это очевидное обстоятельство часто именуют законом обратного отношения.

  3) Формальнологическую проблематику, связанную с теорией П, можно изложить, опираясь на хорошо разработанный аппарат исчисления предикатов (см. Логика предикатов). Семантика этого исчисления такова, что им легко описывается субъектно-предикатная структура суждений, рассматривавшихся в традиционной логике (субъект, т. е. подлежащее, - то, о чем говорится в предложении, выражающем данное суждение; предикат, т. е. сказуемое, - то, что говорится о субъекте), при этом возможны далеко идущие, хотя и вполне естественные, обобщения. Прежде всего допускается (как и в обычной грамматике) более одного субъекта в предложении, причем (в отличие от грамматических канонов) роль субъектов играют не только подлежащие, но и дополнения - "объекты"; в роли предикатов фигурируют не только собственно сказуемые (в т. ч. выраженные многоместными предикатами, описывающими отношения между несколькими субъектами), но и определения. Обстоятельства и обстоятельственные обороты в зависимости от их грамматического строения всегда можно отнести к одной из этих двух групп (субъекты и предикаты), а пересмотр всего словарного запаса любого языка, "мобилизуемого" на выражение П, показывает, что он весь распределяется на эти две категории (количественные числительные, а также слова типа "всякий", "любой", "некоторый", "существует" и т.п., не попавшие в это распределение на два класса, играют в естественном языке роль кванторов, позволяющих образовывать и отличать друг от друга общие, частные и единичные суждения). При этом субъекты (выражаемые посредством т. н. термов языков, основанных на исчислении предикатов) и предикаты выступают как имена П: вторые самым буквальным образом, а первые, будучи переменными, "пробегают" некоторые "предметные области", служащие объемами П, и если они постоянные (константы), то являются именами собственными, обозначающими конкретные предметы из этих предметных областей. Т. о., предикаты - это содержания П, а классы объектов, на которых эти предикаты истинны, - объемы; что касается термов, то они являются либо родовыми именами для произвольных "представителей" некоторых П, либо именами конкретных представителей. Иными словами, вся формальнологическая проблематика, связанная с теорией П, оказывается фрагментом исчисления предикатов. Так, закон обратного отношения оказывается перефразировкой тавтологии (тождественно-истинной формулы) логики высказываний А & В É ù A (здесь & - знак конъюнкции, É - знак импликации) или ее обобщения из логики предикатов "x (x) É С (х)(" - квантор всеобщности).

  Лит.: Горский Д. П, Вопросы абстракции и образование понятий, М., 1961; Курсанов Г. А., Диалектический материализм о понятии, М., 1963; Арсеньев А. С., Библер В. С., Кедров Б. М., Анализ развивающегося понятия, М., 1967; Войшвилло Е. К., П, М., 1967; Копнин П В., Диалектика как логика и теория познания, М., 1973.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 19.04.2024 13:23:35