|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Половая жизнь | Половая жизнь (далее П), совокупность соматических (телесных), психических и социальных процессов и отношений, в основе которых лежит и посредством которых удовлетворяется половое влечение.
Пол и половое поведение. Общей биологической основой полового поведения является инстинкт продолжения рода (см. Пол, Размножение); его конкретные формы (разделение функций между полами, особенности репродуктивного цикла, ритуал ухаживания, техника полового акта и т.д.) различаются в зависимости от вида и рода, а также пола, возраста и условий жизни организма. Наряду с инстинктивной, генетически заданной организму программой нормальное половое поведение обеспечивается посредством научения, через общение со сверстниками, родителями и др. Чем выше уровень организации и психики животного, тем большую роль в его поведении играют усвоенные и выработанные в процессе индивидуального развития навыки. Например, морские свинки, выращенные в условиях полной изоляции, будучи по достижении половой зрелости подсажены к особям противоположного пола, в большинстве случаев проявляют нормальную половую активность, инстинктивно находя адекватные своему виду формы спаривания и т.д. В отличие от этого, макаки-резусы, выращенные в изоляции, оказываются неспособными к нормальной П, т.к. у них не выработаны необходимые психологические механизмы общения, Чем сложнее животное, тем глубже и многограннее связь его полового поведения с др. аспектами жизнедеятельности. Половое поведение животных необходимо рассматривать в единстве индивидуально-генетических и групповых (формирующихся и проявляющихся только в общении с др. особями того же вида) характеристик.
У человека к этим факторам добавляется и играет важнейшую роль ряд социально-культурных детерминант. Биологический пол индивида включает несколько относительно автономных компонентов, последовательно формирующихся в процессе развития организма: 1) (генетический) пол, который определяется в момент зачатия; 2) гонадный пол - формирование мужских или женских половых желез (см. Гонады); 3) гормональный пол зародыша, от которого зависит дифференциация гениталий - половых органов (гормоны также сильно влияют на психику); 4) морфологический пол - строение внутрирепродуктивных органов и наружных гениталий; 5) пубертатный, т. е. связанный с половым созреванием, гормональный пол, ответственный за появление вторичных половых признаков, и др. Нарушение любого из звеньев этой системы так или иначе сказывается на половой функции (см. Гермафродитизм, Интерсексуальность). Однако сам по себе биологический пол еще не превращает индивида в мужчину или женщину и не гарантирует адекватного полового поведения. Для этого необходима также соответствующая психосексуальная идентификация (отождествление): человек должен осознать свою половую принадлежность и усвоить соответствующую, мужскую или женскую, роль.
Психосексуальная идентификация - один из важнейших аспектов формирования личности; она осуществляется в процессе жизнедеятельности, под влиянием воспитания и общения. Определив по внешним признакам пол новорожденного (т. н. аскриптивный, приписанный пол), родители и др. взрослые систематически воспитывают ребенка в соответствующем духе. Уже к 1,5-2 годам ребенок обычно знает свой пол и в дальнейшем основывает на этом определенный стиль жизни и уровень притязаний, поскольку все культуры так или иначе различают "мужские" и "женские" роли и качества. Степень соответствия своего тела и поведения стереотипу мужчины или женщины является своеобразной психологической осью, вокруг которой структурируется образ собственного Я и от которой сильно зависит самооценка и самоуважение. Позже, по мере полового созревания, у подростка появляются соответствующие сексуальные интересы, влечение к противоположному полу. Огромное влияние оказывают при этом среда и сверстники. В норме биологические и социально-психологические характеристики пола совпадают, идут в одном направлении. Однако бывают случаи, когда они расходятся (ошибочное определение пола младенца в связи с недоразвитостью его гениталий или сомнения относительно половой принадлежности подростка в связи с задержкой полового созревания и т.д.). Предсказать направление психосексуальной идентификации и психосексуальных ориентаций личности в этих случаях трудно; во всяком случае, социальные факторы здесь не менее важны, чем генетические. Т. о., половое поведение человека - продукт совместного действия биогенетических и социальных (аскриптивный пол и общественная система дифференциации мужских и женских ролей) сил.
Культурно-исторические аспекты половой жизни. Одна из особенностей человеческой сексуальности состоит в том, что переживания, связанные с удовлетворением половой потребности, отделены от ее первоначальной биологические цели - продолжения рода. Эта автономия рекреативной функции (получение наслаждения) П от репродуктивной (детопроизводство) создала принципиальную возможность гуманизации полового чувства, превращения элементарного полового влечения в человеческую любовь, когда взаимоотношения между мужчиной и женщиной служат не только средством продолжения рода и источником чувственного наслаждения, но и дают высочайшее счастье глубокой психологической, душевной близости. Отсюда также вытекает громадное многообразие форм человеческой сексуальности. Не говоря уже о различных замещающих (викарирующих) формах П, когда оргазм вызывается путем искусственного возбуждения гениталий, без полового акта (см. Онанизм), и которые присущи не только человеку, но и многим животным, человеческое воображение способно эротизировать, делать сексуально значимым практически любой реальный или идеальный объект. Причем это происходит не только на уровне индивидуального, но и на уровне общественного сознания. П - неотъемлемая составная часть культуры, которая, с одной стороны, выражает, обобщает и символизирует, а с другой - направляет и координирует многообразные фактические проявления сексуальности.
Всякое развитое человеческое общество имеет систему норм половой морали, которая регулирует взаимоотношения полов, соотнося их с деятельностью общественных институтов, в рамках которых осуществляется продолжение рода и социализация, воспитание потомства (см. Брак, Семья). Уже древнейшие цивилизации знали весьма различные формы П, одни из которых нормативно одобрялись и даже возводились в ранг культурных символов (например, фаллический культ, оргиастические ритуалы Востока, Дионисии),. а др. осуждались и запрещались. В целом П усложнялась и индивидуализировалась по мере развития культуры и личности. Однако процесс этот противоречив. Соотношение духовных и телесных аспектов П, равно как и отношение к различным формам сексуальности, неодинаково в разных обществах. Древнейшим и самым универсальным табу безусловно является запрет кровосмешения (инцеста), но насчет других аспектов П (добрачные и внебрачные связи, онанизм, гомосексуализм и т.д.) разные общества и культуры придерживались разных, иногда даже противоположных норм. Уже античные авторы различают чувственное влечение, половую страсть к обладанию (эрос) и возвышенную духовную любовь (агапе, платоническая любовь). Но при этом рекреативная сторона сексуальности настолько резко отделяется от репродуктивной, осуществляемой в браке, что, по выражению Ф. Энгельса, "... для классического поэта древности, воспевавшего любовь, старого Анакреонта... безразличен был даже пол любимого существа" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 79).
Для европейского средневековья характерно двойственное отношение к П Официальная христианская мораль в принципе антисексуальна: все телесное она считает низменным и греховным, видя идеал в полном воздержании; даже в браке П допускается только ради продолжения рода. Однако на бытовом уровне средневековая культура была весьма терпима к сексуальности, видя в ней нормальный и естественный аспект человеческого бытия, свободно обсуждавшийся в быту и светском искусстве.
Раннебуржуазное общество вносит существенные коррективы в эти установки. В противовес церковному аскетизму, гуманисты реабилитируют право человека на чувственное наслаждение, и эротика снова занимает место в официальной "высокой" культуре. Но вслед за тем религиозная пуританская мораль создает систему антисексуальных установок, в свете которых П предстает не только греховной, но и несовместимой с самореализацией личности в сфере труда и накопления богатства. В жизни по принципу "делу - время, потехе - час" для сексуальности не находится места, она снова запрещается как нечто постыдное. Дуалистическое противопоставление "возвышенной" любви "низменному", "животному" половому влечению пронизывает и медико-педагогическую литературу 18-19 вв. Если античные авторы стремились научить человека наслаждаться, то педагоги нового времени озабочены главным образом тем, как ослабить половое влечение, оттянуть начало П Мораль полового воздержания формулируется при этом в тех же выражениях, что и буржуазные принципы экономии, накопления, самоконтроля. Стремление "десексуализировать" человека и культуру, подкрепленное цензурной политикой (многие классические произведения литературы и искусства в свое время считались "непристойными"), увеличивает разрыв между моральным сознанием общества и реальным поведением людей. П ассоциируется с чувством вины, уходит в "подполье", что, в свою очередь, порождает неврозы. Именно это противоречие зафиксировал в своей клинической практике и обобщил теоретически австрийский врач З. Фрейд. Особенно тяжелым было положение женщин, которых викторианская философия считала в принципе асексуальными, лишенными половых потребностей. Эта установка способствовала распространению фригидности. Для мужчин холодность официального буржуазного брака компенсировалась узаконенной проституцией.
Кризис буржуазной системы ценностей, а также такие факторы, как рост автономии молодежи от родителей в городской среде, ускорение полового созревания подростков в связи с акцелерацией, вовлечение женщин в общественно-трудовую жизнь и рост женского равноправия, ослабление традиционной религиозной морали, рождение научной сексологии и распространение светского, рационального отношения к вопросам пола, появление эффективных контрацептивов (см. Контрацепция), позволяющих при правильном применении избежать нежелаемой беременности, - все это вместе взятое вызвало значительные сдвиги в П в сторону либерализации половой морали и ослабления "двойного стандарта" (т. е. разных норм поведения для мужчин и для женщин). П теперь начинается значительно раньше (в ФРГ с 1960 по 1970 у более образованной части молодежи возраст начала активной П снизился в среднем на 3-4 года). Отсюда - ряд социальных и этических проблем. В буржуазном обществе этот процесс выступает прежде всего отрицательными сторонами - потребительским отношением к сексу, ростом отчужденного, коммерческого эротизма, порнографии, дезорганизацией семьи. Гипертрофия сексуальности, провозглашение ее главной и определяющей стороной человеческой жизни, типичные для некоторых "левых" теоретиков, усматривающих в "сексуальной революции" ключ ко всеобщему освобождению, так же вредны и несостоятельны, как ее замалчивание или биологизация. Это - две стороны одной медали. Отмечая, что в области брака и половых отношений назревают глубокие изменения, В. И. Ленин вместе с тем резко осуждал мелкобуржуазно-анархическую трактовку этого процесса и подчеркивал необходимость рассматривать его в свете коренных интересов общества, в том числе - в связи с развитием брачно-семейных отношений, которые и при социализме остаются важнейшим регулятором П (см. К. Цеткин, Воспоминания о Ленине, М., 1955, с. 48). Отношения между полами, при всей их интимности, суть общественные отношения. Это не может не накладывать на людей определенных обязанностей как по отношению друг к другу, так и, в особенности, по отношению к детям. Потребительское отношение к П, оборачиваясь "свободой" от ответственности и серьезности в любви, ведет в конечном итоге к деиндивидуализации половых отношений и эмоциональной неудовлетворенности. В этой области, как и в других, самоконтроль - необходимый момент свободного самовыражения личности.
И. С. Кон.
Медико-психологические аспекты половой жизни. П - важный компонент нормальной жизнедеятельности человека. Данные современной сексологии не подтверждают фрейдовской теории сублимации, согласно которой половое влечение может быть удовлетворено несексуальным способом, путем переключения на какой-либо др. вид деятельности (например, труд, художественное творчество). Такое переключение интересов и психической энергии без ущерба для личности возможно, но лишь как временная мера и в ограниченных пределах. Не подтверждаются также механистические теории (О. Эфферц и др.), согласно которым все люди обладают одним и тем же фиксированным запасом половой энергии, рассчитанным на определенное число эякуляций, так что задача сводится к экономному ее распределению. Универсальной биологической "нормы" П (ее интенсивности, продолжительности, эмоциональной окрашенности и т.д.) не существует, она варьирует в зависимости от возраста, пола и индивидуальных конституционально-генетических и личностных (обусловленных воспитанием и жизненным опытом) особенностей человека.
Возрастная динамика П неразрывно связана с полом вследствие различий жизненного цикла мужчин и женщин и специфических особенностей (пока недостаточно изученных) женской сексуальности. Интерес к вопросам пола и соответствующие психосексуальные ориентации формируются обычно еще до полового созревания под влиянием среды и воспитания. В период полового созревания пробуждается активное половое влечение. Воздействие гормонов и механические переполнения семенных пузырьков стимулирует повышенную половую возбудимость у мальчиков-подростков (юношеская гиперсексуальность), у которых начинаются первые семяизвержения (чаще всего при онанизме и поллюциях), появляются эротические фантазии и игры. Признаки половой зрелости имеют также важное символическое значение, а именно - наступление взрослости. Недаром обряды инициации (посвящение во взрослое состояние) почти везде связаны с половым созреванием. Однако эротические стремления и потребность в эмоциональном тепле и контакте у подростков часто не совпадают и могут быть даже направлены на людей разного пола. Юношеская любовь психологически очень близка к дружбе, которая предшествует ей как первая форма свободно выбранной человеческой интимности. Хотя девочки созревают на 1,5-2 года раньше мальчиков, осознанные эротические влечения появляются у них позже, поэтому интерес к мальчикам вначале символизируется как потребность в дружбе. Различия между мужской и женской сексуальностью существуют и у взрослых. Женская сексуальность, по-видимому, теснее связана с репродуктивной функцией, отсюда и особенности женского оргазма.
В период зрелой сексуальности половая активность стабилизируется на уровне, определяемом половой конституцией, морально-психологическими установками и условиями жизни (особое значение имеет вступление в брак, после чего П приобретает необходимую регулярность). Инволюционный период, включающий климакс, характеризуется постепенным снижением половой активности; доля мужчин, способных к осуществлению полового акта, снижается с 75% у шестидесятилетних до 30% у семидесятилетних 14-20% у восьмидесятилетних. У женщин труднее проследить возрастную динамику.
Среднестатистические массовые показатели половой активности не могут служить обязательным или хотя бы примерным нормативом для отдельного индивида. Особенности П индивида определяются совокупностью его генетических, гормональных, нервных и личностных качеств; поэтому то, что вполне нормально и естественно для одного, может быть ненормально и неестественно для другого. Люди с сильной половой конституцией раньше других начинают П, интенсивнее ее ведут и позже заканчивают. Однако эмоциональная окрашенность половых переживаний и степень получаемого от них удовлетворения зависят не столько от физиологической потенции, сколько от типа личности, ее отношения к себе, общей эмоциональной чувствительности, способности к сопереживанию, общению и от др. морально-волевых качеств.
Трудности, испытываемые людьми в сфере П, также имеют преимущественно общепсихологические корни (эмоциональная холодность, некоммуникабельность, неспособность к глубоким и длительным привязанностям), которые в свою очередь связаны с условиями воспитания (отношения с родителями, эмоциональный климат в семье, наличие общества сверстников и характер взаимоотношений с ними, особенности подростковой и юношеской дружбы и т.д.).
Формирование здоровой сексуальности - сложный и противоречивый процесс. Человеку свойственны многообразные заместительные (экстрагенитальные) формы П и сексуальные символы (таковыми могут служить зрительные образы, нагота, интимные предметы одежды и т.п.). При нормальном психосексуальном развитии они играют вспомогательную роль, провоцируя или усиливая половое влечение и вовлекая в него все органы человеческих чувств. Это колоссально интенсифицирует любовные переживания, делая их в полном смысле слова тотальными. Однако в случае устойчивой и исключительной фиксации на них, эти заместительные и дополнительные формы сексуальности могут приобретать характер навязчивых девиантных (отклоняющихся) тенденций и перерастать при определенных условиях в половые извращения. На всех этапах жизненного цикла половая активность тесно связана со всей остальной жизнедеятельностью личности. Половые излишества, будь то навязчивый онанизм подростка или донжуанские похождения взрослого, чаще всего являются симптомом общей жизненной дисгармонии, попыткой компенсировать свою неудовлетворенность в др. сферах деятельности. В свою очередь, половая неудовлетворенность, каковы бы ни были ее личностные или ситуационные причины, нередко проявляется в общей эмоциональной подавленности, депрессии и т.п., а также в антисоциальных поступках (в т. ч. и половых преступлениях). В смягчении психологических кризисов, характерных для периода полового созревания и др. поворотных моментов жизненного цикла, важную роль играют половое воспитание, просвещение и сексологическая служба.
Лит.: Рюриков Ю., Три влечения, М., 1967; Кон И. С., Социология личности, М., 1967; Харчев А. Г., Голод С. И., Молодежь и брак, в сборнике: Человек и общество, в. 6, Л., 1969; Проблемы современной сексопатологии. (Сб. тр.), М., 1972; Имелинский К., Психогигиена половой жизни, пер. с польск., М., 1972; Гулыга А. В., Андреева И. С., Поликультура, "философские науки", 1973, № 4; Фрейд З., Очерки психологии сексуальности, пер. с нем. М., 1923; Sexual behavior in the human female, Phil. - L.,1953; Ford . ., Beach . A., Patterns of sexual behavior, L., 1965; Sex and behavior, . ., 1965; Masters . ., Johnson . E., Human sexual response, L., 1966; Stoller R. J., Sex and gender..., L., 1968; Quijado О., Vida у sexo, Santiago, 1972; Schnab . ., Intimferhalten, Sexualstörungen, Persönlichkeit, ., 1972; Money J., Ehrhardt A. A., Man and woman, . ., 1972.
Г. С. Васильченко, И. С. Кон.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 23.12.2024 01:30:20
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|