|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Полифония | Полифония (далее П) (от поли... и греч. phone- звук, голос), вид многоголосия в музыке, основанный на равноправии составляющих фактуру голосов (родственный термин - контрапункт). Их объединение подчиняется законам гармонии, координирующей общее звучание. П противоположна гомофонно-гармоническому многоголосию, в котором главенствует один (обычно верхний) голос (мелодия), сопровождаемый прочими усиливающими его выразительность голосами аккордов. П складывается из объединения свободных мелодико-линеарных голосов, получающих в произведении широкое развитие.
В зависимости от мелодико-тематического содержания голосов различают: подголосочную П, образующуюся от одновременного звучания основной мелодии и ее вариантов-подголосков; она характерна для некоторых народно-песенных культур, например русской, откуда перешла в творчество профессиональных композиторов; имитационную П, разрабатывающую одну и ту же тему, имитационно переходящую из голоса в голос; на этом принципе основаны формы канона и фуги; контрастнотематическую П, в которой голоса проводят в одновременности самостоятельные, нередко относящиеся к разным музыкальным жанрам темы; этот род П синтезирует тематический материал, служит сопоставлению и объединению различных его пластов.
В музыке 18-20 вв. эти виды П порой соединяются в сложных сплетениях. Таковы формы фуги и канона на две (три и т.д.) темы объединение имитационного развития с выдержанной самостоятельной темой, например хорал (кантаты И. С. Баха), пассакалья (П Хиндемит) и др.
Формы П начиная с 12-13 вв. сильно менялись. Выделяются эпохи П строгого стиля с вершиной в творчестве Дж. Палестрины и П свободного стиля с вершиной в искусстве И. С. Баха и Г. Ф. Генделя, традиции которых продолжены В. А. Моцартом, Л. Бетховеном и композиторами последующего времени. В отечественной музыке П занимает большее место в русском, украинском, грузинском народном творчестве, первый же взлет профессионального искусства П связан с музыкой партесного стиля (см. Партесное пение). Классическую форму русская П получила в творчестве М. И. Глинки и последующих русских музыкальных классиков. П - ведущий элемент музыкального языка композиторов 20 в., в частности И. Ф. Стравинского, Н. Я. Мясковского, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Р. К. Щедрина, П Хиндемита, Б. Бриттена.
Лит.: Танеев С., Подвижной контрапункт строгого письма, 2 изд., М., 1959; Скребков С., Учебник полифонии, 3 изд., М., 1965; Протопопов В. В., История полифонии в ее важнейших явлениях. Русская классическая и советская музыка, М., 1962; его же, История полифонии в ее важнейших явлениях. Западноевропейская классика XVIII-XIX вв., М., 1965; Prout E., Counterpoint: strictandfree, L., 1890; Riemann ., Grobe Kompositionslehre. Bd 1-2, . - Stuttg., 1903.
Вл. В. Протопопов.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 22.12.2024 09:53:25
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|