| 
 
    
     |   |   | Большая Советская Энциклопедия (цитаты) |   |   |  
     |  | 
  
| Подшипниковая промышленность |  | Подшипниковая промышленность (далее П), специализированная отрасль машиностроения, производит подшипники качения, шарнирные подшипники скольжения, а также детали к подшипникам качения. В 1973 П СССР выпустила более 15 тыс. типоразмеров от 1 мм до 3 м и массой от сотых долей 1 г до 6 т общей численностью 798,7 млн. шт. 
 Впервые в мире промышленное производство подшипников качения было организовано в 1883 в  Примерно в это же время вступили в действие подшипниковые заводы в США. В России первое подшипниковое предприятие возникло в Москве в 1916, где в небольших мастерских производилась сборка шариковых подшипников. После Октябрьской революции 1917 оно передано (1923) в концессию шведской фирме "СКФ". В 1924 на нем изготовлено 8,3 тыс. подшипников. В 1929 началось строительство 1-го Государственного подшипникового завода (ГПЗ-1), который был пущен в 1932. В 1931 организован ГПЗ-2 на базе ликвидированной концессии "СКФ". В 1941 вступил в строй ГПЗ-3 в Саратове. В 1932 в СССР было изготовлено 2 млн. подшипников, а в 1940 - 44,8 млн. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 П обеспечивала подшипниками военную технику, а также выпускала оборонную продукцию. В послевоенный период построены заводы, специализирующиеся на производстве подшипников определенной конструктивной номенклатуры. К 1974 число действующих подшипниковых предприятий достигло 19 (в Москве ГПЗ-1 и ГПЗ-2, Куйбышеве ГПЗ-4 и ГПЗ-9, Саратове ГПЗ-3, Харькове ГПЗ-8, Минске ГПЗ-11, Волжском ГПЗ-15, а также в Томске, Свердловске, Баку, Ростове-на-Дону, Ижевске, Прокопьевске, Виннице, Курске, Вологде). Кроме того, создано 14 заводов по восстановлению подшипников. В П сочетаются все виды производства: массовое, крупносерийное и серийное. На предприятиях отрасли достигнута высокая степень автоматизации: действуют 830 автоматических линий, 63% технологического оборудования - автоматы и полуавтоматы; широко развита автоматизация контрольно-измерительных операций. Достигнут высокий уровень производительности труда. Объем производства П в 1973 по сравнению с 1950 возрос в 3,3 раза. Расширяется экспорт подшипников, они поставляются более чем в 40 стран. Имеется Всесоюзный научно-исследовательский конструкторско-технологический институт подшипниковой промышленности. Совершенствуются конструкции подшипников, внедряются прогрессивные технологические процессы, действующие и вновь строящиеся заводы оснащаются высокопроизводительным автоматизированным оборудованием.
 
 В зарубежных социалистических странах создана (в Чехословакии до 2-й мировой войны 1939-45; в Болгарии, Венгрии, Польше и Румынии после 2-й мировой войны с помощью СССР) и развивается П В таблице показана динамика выпуска подшипников качения в некоторых странах - членах СЭВ (млн. шт.).
 
 
   | 
 
 | 1960
 
 | 1970
 
 | 1973
 
 |   | Болгария
 
 Венгрия
 
 ГДР
 
 Польша
 
 Румыния
 
 Чехословакия
 
 | 6,3
 
 6,6
 
 32,9
 
 12,0
 
 4,6
 
 37,2
 
 | 9,0
 
 16,5
 
 54,1
 
 51,4
 
 24,5
 
 50,6
 
 | 10,3
 
 18,7
 
 72,7
 
 74,9
 
 31,1
 
 65,0
 
 |  
 Создана международная Организация сотрудничества подшипниковой промышленности (ОСПП), в которую входят НРБ, ВНР, ГДР, ПНР, СРР, СССР и ЧССР.
 
 В капиталистических странах видное место в производстве подшипников качения занимает шведская фирма "СКФ", имеющая филиалы во многих капиталистических странах. П развита в США (751 млн. подшипников качения в 1971; крупные фирмы "Тимкен К°", "Фарнир беринг К°"), в Японии (1007 млн. подшипников качения в 1971; крупные фирмы "Ниппон сэйко", "Кое сэйко", "Тое бэринг"), в Великобритании (крупная фирма "Рэнсом - Гофман - Поллард"), в ФРГ ("Кугель-Фишер Георг Шифер унд К°"), в Италии ("Оффичине ди Виллар Пероза"), во  ("Сосьете нувель де рульман").
 
 В. Г. Устинов.
 |  
 Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
 
 
 |   |  
     |  |  |  |  
 
    
     |   |   | Новости 31.10.2025 14:13:07 |   |   |  
     |  |  |   |  
     |  |  |  |  
 |