|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Поведение | Поведение (далее П) система взаимосвязанных действий, осуществляемых субъектом с целью реализации определенной функции и требующих его взаимодействия со средой. В широком смысле говорят о П объектов самого разного рода (например, электрона в поле, атмосферного циклона и т.д.); в научном смысле понятием "П" пользуются главным образом для обозначения целесообразной системы действий живого индивида или их совокупности. С середины 20 в. с известной условностью термин "П" применяют к сложным автоматическим системам современной техники.
Общими предпосылками П живых организмов являются: наличие субъекта, обладающего определенной организацией, которая позволяет ему строить целесообразную систему действий; наличие объекта, на который направлено П, поскольку он заключает в себе цель П; наличие определенной программы П и механизма оценки эффективности ее выполнения. В зависимости от типа организации субъекта различают П на биологическом, психологическом и социологическом уровнях; этому соответствуют и уровни изучения П
Научные исследование П началось по существу в конце 19 в. Первоначально его объектом было П животных, а в нем основной интерес вызывал механизм взаимодействия биологического индивида и окружающей среды. Этот механизм объясняли на основе классической рефлекторной теории, согласно которой П представляет совокупность рефлексов, а каждый конкретный акт П рассматривается как реакция организма на внешний стимул (рефлекторная дуга). Такой подход позволил выявить физиологические основы П и принципы его нервно-мозговой регуляции (см. Высшая нервная деятельность). Более широкую биологическую трактовку П получило в связи с развитием этологии и др. близких ей дисциплин (прежде всего зоопсихологии и генетики поведения). Этологические исследования позволили установить, что общая схема П животных складывается из двух основных компонентов - относительно жесткой структуры, передаваемой наследственным путем, и надстраиваемых над ней функциональных схем П, приобретаемых в опыте и научении. Основной формой выражения наследственного П являются врожденные инстинкты (см. Инстинктивное поведение), тогда как функциональные схемы П включают в себя элемент субъективной оценки ситуации (у высших животных существенную роль здесь играют элементы рассудочной деятельности, в частности способность экстраполировать прежний опыт на новые ситуации). Поскольку рефлекторная теория не дает объяснения активного характера П, предпринимаются различные попытки построить такое объяснение (например, в физиологии активности это делается за счет развития схемы рефлекторной дуги в схему рефлекторного кольца, включающую в себя некоторые дополнительные звенья, в частности т. н. модели потребного будущего); однако предложенные схемы не получили пока достаточного экспериментального подтверждения.
Одна из важных линий биологического анализа П - изучение надорганизменных уровней П (П в популяциях и сообществах, видоспецифические аспекты П). Главную роль здесь играют наследственные структуры группового П, весьма разнообразные по направленности (от агрессивности до альтруизма) и существенно влияющие на характер и прочность связей в сообществах животных. Изучение этого круга проблем позволило установить, что само П является объектом и вместе с тем участником биологической эволюции, оказывающим заметное воздействие на ее темп и результаты. В современной науке в изучении П животных интенсивно накапливается огромный эмпирический материал и выдвинут ряд теоретических обобщений, однако единая общепринятая теория пока не построена.
В психологии П выступает как одна из основных категорий этой науки. Бихевиоризм вообще сводил исследование психики к изучению П по схеме "стимул - реакция", пренебрегая теми звеньями системы П, которые лежат между стимулом и реакцией и формируют П Это вело к игнорированию специфики П человека по сравнению с П животных, определяемой социальной природой человека. В современной психологии в качестве центральной принято рассматривать категорию не П, а деятельности. П при этом выступает как внешний компонент предметной деятельности. Понятие деятельности, охватывая психику в единстве ее аффективного (эмотивного) и познавательного аспектов, акцентирует структурную устойчивость, целесоооразную организацию системы психических действий, т. е. познавательный аспект, логику замысла и его реализации, а также объективно-социальную детерминацию этой системы действий. Понятие П фиксирует такие формы самовыражения психики, которые менее жестко связаны с интеллектом, но зато более непосредственно зависят от эмоционально-волевой и ценностной сфер сознания; поэтому акты П в системе деятельности занимают место отдельных звеньев, моментов, форм. Их важная роль определяется тем, что они аккумулируют в себе внутреннее отношение субъекта к самой деятельности и благодаря этому существенно влияют на ее общую оценку.
Это различие П и деятельности еще более резко выступает в социологии и социальной психологии. Если деятельность выступает прежде всего как социально-философская категория (в частности, в марксизме она является одним из основных понятий при объяснении процесса общественного развития), то понятие П используется при характеристике не всегда осознаваемых форм и стереотипов самовыражения индивида в социальном окружении, усваиваемых им в процессе социализации, воспитания. В конкретных социальных исследованиях наиболее адекватным для выражения активности индивида оказывается понятие социального действия, которое в известном смысле соединяет содержание понятий П и деятельности.
В технических системах понятие П выражает способность системы к таким действиям, которые связаны не только с реализацией некоторой совокупности функций, но и с необходимостью осуществлять выбор оптимальных решений в альтернативных ситуациях.
Лит.: Леонтьев А. Н., Очерк развития психики, в его кн.: Проблемы развития психики, 3 изд., М., 1972; Рубинштейн С. Л., Махизм и кризис психологии. Проблема сознания и поведения в истории зарубежной психологии, в его кн.: Принципы и пути развития психологии, М., 1959; Миллер Дж., Галантер Е., Прибрам К., Планы и структура поведения, пер. с англ., М., 1965; Тинберген Н., П животных, пер. с англ., М., 1969; Крушинский Л. В., Роль элементарной рассудочной деятельности в эволюции групповых отношений животных, "Вопросы философии", 1973, № 11; Хайнд ., П животных, пер. с англ., М., 1974; Marler . R. and Hamilton . J., Mechanisms of animal behavior, . ., 1968; Tembrock G., Grundriss der Verhaltenswissenschaften, Jena, 1968.
Э. Г. Юдин.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 22.12.2024 21:06:52
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|