Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Ахундов Мирза Фатали

Ахундов (далее А) Мирза Фатали (30.6(12.7).1812, Шеки, ныне Нуха, — 26.2(10.3).1878, Тифлис), азербайджанский писатель-просветитель, философ-материалист, зачинатель азербайджанской драматургии. Получил духовное образование. Владел русским, арабским и персидским языками. А. служил в Тифлисе в канцелярии царского наместника на Кавказе в качестве переводчика (1834—1861); преподавал персидский и тюркский языки в Тифлисском уездном училище. В 30-х гг. началась литературная деятельность А., направленная против отсталости и религиозного догматизма, за просвещение, свободу и прогресс. В своих литературно-критических статьях А. подвергал критике придворно-эпигонскую и религиозно-мистическую поэзию, разрабатывал принципы реалистического идейного искусства, пропагандировал новые литературные жанры. Первое значительное произведение — элегическая поэма "На смерть Пушкина" (1837). Поэма была переведена на русский язык и опубликована в журнале "Московский наблюдатель" (1837).

  Литературный талант А. с особенной силой проявился в драматургии. С 1850 по 1856 он написал 6 комедий, в которых нашла реалистическое отражение жизнь Азербайджана 1-й половины 19 в.: "Мусье Жордан, ботаник и дервиш Масталишах, знаменитый колдун" (1850: первая постановка на русской сцене в переводе автора 1851, Петербург, 1852, Тифлис), "Молла Ибрагим Халил, алхимик, обладатель философского камня" (1850), "Везир ленкоранского ханства" (1850; постановка в первом азербайджанском театре, 1873, Баку), "Медведь, победитель разбойника" (1851), "Приключение скряги" ("Хаджи Кара", 1852), "Правозаступники в городе Тебризе"(" Восточные адвокаты", 1855). В сатирические повести "Обманутые звезды"(1857) А. изобразил распад феодально-патриархальных отношений.

  Мировоззрение А. складывалось под воздействием прогрессивных идей философии Бл. Востока, а также русской философии и идей французских материалистов 18 в. В своем философском трактате "Три письма принца Кемал-уд-Довле к персидскому принцу Джалал-уд-Довле...", статье "Ответ философу Юму" и др. А. развивал материалистические идеи, отвергал бессмертие души, отделял философию и науку от религии, призывал к изучению природы. В теории познания А. стоял на позициях материалистического сенсуализма однако не смог раскрыть диалектику чувственной и рациональной ступеней познания. Протестуя против социального гнета, А. выступал в защиту прав женщины Востока, пришел к мысли о неизбежности насильственного свержения угнетателей. Цель воспитания А. видел в подготовке сознательных граждан-патриотов, свободных от религиозных верований. Большое значение придавал эстетическому воспитанию подрастающего поколения; ратовал за распространение наук, пропагандировал целесоооразность замены арабского алфавита латинским; выступал за подготовку азербайджанских учителей. Деятельность А. оказала большое влияние на развитие литературы и общественной мысли азербайджанского народа и народов Бл. Востока, философские сочинения А. впервые появились на русском языке в переводе автора в 1853, позднее переводились на персидский, английский, французский, немецкий и на многие языки народов СССР.

  Соч.: Эсэрлари, ч. 1—3, Бакы, 1949— 1955; в рус. пер. — Избранное, М., 1956; Избр. философские произв., М., 1962.

  Лит.: Джафаров Дж., М. Ф. А, Критико-биографический очерк, М., 1962; Рафили М., А, М., 1959: Мамедов Ш. Ф., Мировоззрение М. Ф. Аа, М., 1962; Рзаев А. К., Политические взгляды М. Ф. Аа, Б., 1968: Тагыjeв Н., А. Библиография (1837—1957), Бакы, 1960; Лерман А. Н., Мирза фатали А в русской печати. Биобиблиография. 1837—1962 гг., Баку, 1962.

  А. А. Шариф.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 28.03.2024 22:20:39