Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Пленэр

Пленэр (далее П)(франц. plein air, буквально — открытый воздух) в живописи, термин, означающий передачу в картине всего богатства изменений цвета, обусловленных воздействием солнечного света и окружающей атмосферы. Пленэрная живопись сложилась в результате работы художников на открытом воздухе (а не в мастерской), на основе непосредственного изучения натуры с целью возможно более полного воспроизведения ее реального облика. Некоторые моменты, предвосхищающие появление пленэрной живописи, можно проследить в творчестве мастеров итальянского Возрождения и художников 17 в. Однако по существу принципы Пленэр получают распространение в 1-й половины 19 в. (Дж. Констебл в Англии, А. А. Иванов в России). Проводниками Пленэр в середине 19 в. выступают мастера барбизонской школы (Т. Руссо, Ж. Дюпре, Н. В. Диаз, Ш. Ф. Добиньи), а также К. Коро. Наиболее полное выражение принципы Пленэр нашли во 2-й половине 19 в. в творчестве мастеров импрессионизма (именно тогда термин "Пленэр" начинает широко употребляться) — К. Моне, К. Писсарро, О. Ренуара и др. В России во 2-й половине 19 — начале 20 вв. значительных успехов в пленэрной живописи добиваются В. Д. Поленов, И. И. Левитан, В. А. Серов, К. А. Коровин, И. Э. Грабарь. Интерес к проблеме Пленэр сохраняется и в живописи 20 в.

  Лит.: Лясковская О. А., Пв русской живописи XIX века, М., 1966.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 22.12.2024 04:25:33