|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Автобус | Автобус (далее А) (от автомобиль и омнибус), автомобиль общественного пользования, рассчитанный на поездку 9 и более пассажиров. Первые А появились в начале 20 в. Сравнительно широко распространились уже к началу 1-й мировой войны. В Москве регулярные линии автобусных перевозок были организованы в 1924.
По назначению А подразделяются на городские, пригородные, междугородные (туристские), местного сообщения и общего назначения. Городские А имеют пассажирское помещение с несколькими дверями для входа и выхода, с ограниченным числом мест для сидения, с широким центральным проходом, с просторными "накопительными" площадками около дверей. Городские А характеризуются способностью к интенсивному разгону, что обеспечивает относительно высокую среднюю скорость при частых остановках. Пригородные А имеют пассажирское помещение с уменьшенными центральным проходом и "накопительными" площадками, а за счет этого большее число сидений. У междугородных (туристских) А в пассажирском помещении устанавливаются жесткие или мягкие (спальные) сиденья. А оборудуются отоплением и вентиляцией, а некоторые и гардеробом, холодильным шкафом, туалетом. Под полом пассажирского помещения размещают отсеки для багажа. Конструкция таких А должна обеспечивать движение с большой скоростью. А местного сообщения применяются для перевозки пассажиров по внутрирайонным и межрайонным маршрутам, преимущественно в сельских местностях. У таких А предусматриваются повышенная прочность кузова и ходовой части, увеличенный дорожный просвет, а иногда и привод на 2 или 3 оси.
Вместимость А зависит в основном от его габаритных размеров (главным образом длины). В СССР принят следующий типовой ряд габаритных длин А: 5 м — особо малые; 7,5 м — малые; 8,5 м и 9,5 м — средние; 11 м — большие; 12 м — особо большие и 16,5 м — сочлененные. При проектировании допускается изменение соответствующей длины в пределах ± 0,5 м. Сочлененный А состоит из двух связанных гибким сочленением частей, имеющих общее пассажирское помещение. В городском транспорте за рубежом получили некоторое распространение также полутора- и двухэтажные А Вместимость городских А длиной 7,5 м колеблется от 35 до 40 человек, А длиной 12 м — от 110 до 120 человек. Сочлененные А вмещают до 160 человек. В зависимости от типа А регламентируется нижний предел максимальной скорости, которую могут развивать А: городские — 70 км/ч, пригородные и местного сообщения — 80 км/ч, междугородные — 100 км/ч. Технико-эксплуатационными требованиями также предусмотрено, что время разгона А с места до указанной максимальной скорости не должно превышать (в зависимости от типа и длины А): 40—55 сек для городских, 50—65 сек для пригородных и 70—90 сек для междугородных А
Техническая характеристика некоторых моделей автобусов,
эксплуатируемых в СССР
А |
Габарит-ная дли-
на (м) | Число мест | Макс. скорость (км/ч) | Макс. мощность двигателя |
Контроль- ный рас- ход топ- лива (л/100 км) |
|
|
для
сидения | общее но-миналь- ное (в ча- сы "пик") |
|
квт |
л. с. |
| РАФ-977Д | 4,9 | 10 | — | 110 | 55 | 75 | 12,0 | КАВЗ-651 | 6,2 | 20 | 24 | 70 | 52 | 70 | 22,0 | ПАЗ-652 | 7,2 | 23 | 42 | 80 | 66 | 90 | 21,0 | ПАЗ-672 | 7,3 | 23 | 45 | 80 | 85 | 115 | 20,5 | ЛиАЗ-158В | 9,0 | 32 | 60 | 65 | 80 | 109 | 37,0 | ЛиАЗ-677 | 10,5 | 25 | 80 (110) | 70 | 132 | 180 | 45,0 | ЛАЗ-695Е | 9,2 | 32 | 55 | 75 | 110 | 150 | 36,0 | ЛАЗ-698 | 9,7 | 26 | 67(92) | 76 | 132 | 180 | 35,0 | "Икарус"-180*
(Венгрия) | 16,5 | 35 | 119(172) | 67 | 147 | 200 | 24,4 | * Сочлененный автобус.
Кузова А изготовляются капотного и вагонного типа (последние более распространены). Кузов вагонного типа обычно является несущей конструкцией; к его основанию непосредственно крепятся двигатель, коробка передач, передние и задние оси.
Двигатель может быть расположен в передней, средней (под полом пассажирского помещения) или в задней части А Привод осуществляется главным образом на заднюю ось; у некоторых особо малых А повышенной проходимости ведущими являются как задние, так и передние колеса.
В городских и пригородных А все более применяются автоматические трансмиссии. При расположении двигателя в задней или средней части и при механической трансмиссии применяется дистанционное управление сцеплением и коробкой перемены передач. В подвеске А начали использовать резино-тканевые баллоны, заполненные сжатым воздухом. Помимо повышения плавности хода, это позволяет сохранять постоянную высоту уровня пола и подножек А независимо от нагрузки. Рулевое управление средних и больших А имеет усилитель, в несколько раз уменьшающий силу, необходимую для поворота рулевого колеса. Привод рабочего (ножного) тормоза к тормозным механизмам колес передней и задней осей на средних и больших А — пневматический или пневмогидравлический, как правило, раздельный. На особо малых А — гидравлический, а на малых А — гидравлический с вакуумным усилителем или пневматический. На некоторых А, особенно междугородных, применяется тормоз-замедлитель.
Лит.: Плеханов И. П., Технико-эксплуатационные требования к автобусам, М., 1967; Краткий автомобильный справочник, М., 1968.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 23.12.2024 07:01:28
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|