Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Автобус

Автобус (далее А) (от автомобиль и омнибус), автомобиль общественного пользования, рассчитанный на поездку 9 и более пассажиров. Первые А появились в начале 20 в. Сравнительно широко распространились уже к началу 1-й мировой войны. В Москве регулярные линии автобусных перевозок были организованы в 1924.

  По назначению А подразделяются на городские, пригородные, междугородные (туристские), местного сообщения и общего назначения. Городские А имеют пассажирское помещение с несколькими дверями для входа и выхода, с ограниченным числом мест для сидения, с широким центральным проходом, с просторными "накопительными" площадками около дверей. Городские А характеризуются способностью к интенсивному разгону, что обеспечивает относительно высокую среднюю скорость при частых остановках. Пригородные А имеют пассажирское помещение с уменьшенными центральным проходом и "накопительными" площадками, а за счет этого большее число сидений. У междугородных (туристских) А в пассажирском помещении устанавливаются жесткие или мягкие (спальные) сиденья. А оборудуются отоплением и вентиляцией, а некоторые и гардеробом, холодильным шкафом, туалетом. Под полом пассажирского помещения размещают отсеки для багажа. Конструкция таких А должна обеспечивать движение с большой скоростью. А местного сообщения применяются для перевозки пассажиров по внутрирайонным и межрайонным маршрутам, преимущественно в сельских местностях. У таких А предусматриваются повышенная прочность кузова и ходовой части, увеличенный дорожный просвет, а иногда и привод на 2 или 3 оси.

  Вместимость А зависит в основном от его габаритных размеров (главным образом длины). В СССР принят следующий типовой ряд габаритных длин А: 5 м — особо малые; 7,5 м — малые; 8,5 м и 9,5 м — средние; 11 м — большие; 12 м — особо большие и 16,5 м — сочлененные. При проектировании допускается изменение соответствующей длины в пределах ± 0,5 м. Сочлененный А состоит из двух связанных гибким сочленением частей, имеющих общее пассажирское помещение. В городском транспорте за рубежом получили некоторое распространение также полутора- и двухэтажные А Вместимость городских А длиной 7,5 м колеблется от 35 до 40 человек, А длиной 12 м — от 110 до 120 человек. Сочлененные А вмещают до 160 человек. В зависимости от типа А регламентируется нижний предел максимальной скорости, которую могут развивать А: городские — 70 км/ч, пригородные и местного сообщения — 80 км/ч, междугородные — 100 км/ч. Технико-эксплуатационными требованиями также предусмотрено, что время разгона А с места до указанной максимальной скорости не должно превышать (в зависимости от типа и длины А): 40—55 сек для городских, 50—65 сек для пригородных и 70—90 сек для междугородных А

 

Техническая характеристика некоторых моделей автобусов,

эксплуатируемых в СССР

 


А


Габарит-ная дли-

на (м)

Число мест

Макс. скорость (км/ч)

Макс.  мощность двигателя


Контроль-             ный рас-                ход топ-                лива                   (л/100 км)






для

сидения

общее но-миналь-      ное (в ча-     сы "пик")



 

квт

 

л. с.



РАФ-977Д

4,9

10



110

55

75

12,0

КАВЗ-651

6,2

20

24

70

52

70

22,0

ПАЗ-652

7,2

23

42

80

66

90

21,0

ПАЗ-672

7,3

23

45

80

85

115

20,5

ЛиАЗ-158В

9,0

32

60

65

80

109

37,0

ЛиАЗ-677

     10,5

25

80 (110)

70

132

180

45,0

ЛАЗ-695Е

9,2

32

55

75

110

150

36,0

ЛАЗ-698

9,7

26

67(92)

76

132

180

35,0

"Икарус"-180*

(Венгрия)

     16,5

35

119(172)

67

147

200

24,4

* Сочлененный автобус.

  Кузова А изготовляются капотного и вагонного типа (последние более распространены). Кузов вагонного типа обычно является несущей конструкцией; к его основанию непосредственно крепятся двигатель, коробка передач, передние и задние оси.

  Двигатель может быть расположен в передней, средней (под полом пассажирского помещения) или в задней части А Привод осуществляется главным образом на заднюю ось; у некоторых особо малых А повышенной проходимости ведущими являются как задние, так и передние колеса.

  В городских и пригородных А все более применяются автоматические трансмиссии. При расположении двигателя в задней или средней части и при механической трансмиссии применяется дистанционное управление сцеплением и коробкой перемены передач. В подвеске А начали использовать резино-тканевые баллоны, заполненные сжатым воздухом. Помимо повышения плавности хода, это позволяет сохранять постоянную высоту уровня пола и подножек А независимо от нагрузки. Рулевое управление средних и больших А имеет усилитель, в несколько раз уменьшающий силу, необходимую для поворота рулевого колеса. Привод рабочего (ножного) тормоза к тормозным механизмам колес передней и задней осей на средних и больших А — пневматический или пневмогидравлический, как правило, раздельный. На особо малых А — гидравлический, а на малых А — гидравлический с вакуумным усилителем или пневматический. На некоторых А, особенно междугородных, применяется тормоз-замедлитель.

 

  Лит.: Плеханов И. П., Технико-эксплуатационные требования к автобусам, М., 1967; Краткий автомобильный справочник, М., 1968.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 23.12.2024 07:01:28