Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Плакат

Плакат (далее П) (нем. Plakat, от франц. placard — объявление, афиша, от plaquer — налепить, приклеивать).

  1) разновидность графики.

  2) Единичное произведение искусства; лаконичное, броское (обычно цветное) изображение с кратким текстом (как правило, на большом листе бумаги), выполненное в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях. Современный П является обычно полиграфическим воспроизведением созданного художником оригинала. До 2-й половины 19 в. П называли иногда агитационные гравюры крупного размера (например, "летучие листки" периода Крестьянской войны и Реформации в в 16 в.), политические афиши во в 18 в. и т.п. П должен восприниматься на большом расстоянии, выделяясь среди др. источников информации. Чтобы привлечь внимание и интерес зрителя, активизировать его восприятие, нацелить в нужном направлении сознание и волю к действию, П использует ряд специфических художественных средств. В П могут применяться изобразительные метафоры, общепонятные символы, сопоставление разномасштабных изображений, разновременных и происходящих в различных пространствах событий, обобщение формы предметов; важную роль в П играет характер шрифта и расположение текста, яркое условное декоративное цветовое решение. В систему условных изобразительных средств П иногда вводится фотография (самостоятельно или в сочетании с рисунком, живописью). Для многих П на международные и бытовые темы типичны сатирические образы собирательного характера. Появление П (вначале рекламного, позже политического) связано с обострением торговой и промышленной конкуренции в капиталистическом хозяйстве, с интенсификацией общественно-политической и культурной жизни (рост числа зрелищных учреждений, промышленных и художественных выставок, массовых митингов и манифестаций и др.). Применение литографии (в т. ч. цветной) позволило издавать красочные П быстро и большими тиражами. Рекламный П возник в Западной Европе во 2-й половине 19 в. в результате эволюции от чисто шрифтовых театральных афиш и книготорговых объявлений к афишам, в которых постепенно все большую часть текста вытесняли орнамент и фигурные изображения (театральный П часто по традиции называется афишей). Ведущая роль в развитии П в конце 19 в. принадлежала (плакаты Ж. Шере, А. Тулуз-Лотрека, Т. Стейнлена и др.). В работах Тулуз-Лотрека впервые проявились специфические черты художественного языка П: обобщенность форм (мгновенно запоминающихся, иногда не лишенных гротеска), кадрированность изображения, большая роль силуэта, яркого локального цветового пятна. Однако большинство П конце 19 — начале 20 вв. состояло из орнаментально-декоративных композиций в духе стиля "модерн", отличающихся от произведений книжно-журнальной графики преимущественно размерами (работы Э. Грассе и А. Мухи (Мюша) во О. Бердсли в Англии, У. Брэдли и Э. Пенфилда в США), либо носило натуралистический характер. С начала 1910-х гг. П постепенно теряет прямые связи с книжно-журнальной графикой в стиле модерн, порой приближаясь по характеру к станковой картине (плакаты О. Фишера в Ф. Брэнгвина в Великобритании). Переходный характер носило творчество Л. Капьелло, в котором сочетались принципы "картинного" и "предметного" П В рекламном П определяющим становится стремление художников к более конкретному, предметному показу объекта рекламы (вначале только в работах Л. Бернхарда, Ю. Клингера, Л. Хольвайна и пр. в а с 20-х гг. — и художников других стран); художественное своеобразие и стилистические особенности П (динамика композиции, метафоричность образа, условность цвета, обобщение форм) ярко проявились в работах Кассандра ( С развитием кинематографа появились рекламирующие фильмы П, которые первоначально создавались на основе перерисовки отдельных кадров, позже киноплакат приобрел образный характер, стремясь показать главных героев, дать представление о жанре фильма, остроте сюжета и пр. С 1920—30-х гг. П стал популярным средством пропаганды техники безопасности в промышленности и строительстве. В начале первого десятилетия 20 в. появился политические П, лучшие достижения которого на протяжении всей его истории связаны с демократическим движением и борьбой за мир. В числе авторов первых политических П были Т. Стейнлен во Ю. Вальткорн и К. Кольвиц в В период 1-й мировой войны 1914—18 получил распространение агитационный П (агитация за призыв в армию, подписку на военные займы, помощь раненым и пр.), стилистика которого оказала определенное влияние на последующее развитие П (работы А. Лита в Англии, Ж. Февра во и др.). Рост рабочего движения, борьба народов против империалистической реакции и фашизма стимулировали в 1920—30-е гг. развитие политического П в Западной Европе. Страстным революционным пафосом проникнуты П, изданные в Венгрии в период существования Венгерской советской республики 1919 (работы Р. Берення, М. Биро, Б. Уица и др.), выборные плакаты компартии и антифашистские П в (работы Г. Пехштейна, Джона Хартфилда и др.), П в защиту республики Испании. В годы 2-й мировой войны 1939—45 особенно большое распространение получили антифашистские П, в послевоенные годы — П в защиту мира (работы П Пикассо во Л. Мендеса в Мексике, Т. Трепковского в Польше). Стилистически П 1920—70-х гг. во многом связан с живописью, графикой и фотоискусством (в конце 1910-х гг. Дж. Хартфилд, а затем советский художник Г. Г. Клуцис обратились к фотомонтажному П); на эволюцию П повлияло и развитие других средств массовой информации, а также полиграфии.

  В дореволюционной России, где отсутствовали элементарные буржуазно-демократические свободы, политический П не мог существовать; слабо был развит и рекламный П; высокохудожественные образцы театрального и выставочного П создали И. Я. Билибин, В. А. Серов, К. А. Сомов.

  Советский политический П родился и достиг исключительно высокого уровня в годы Гражданской войны 1918—20. Развивая традиции сатирической графики периода Революции 1905—07 и русского народного лубка, Д. С. Моор, В. Н. Дени, В. В. Лебедев и др. создали по существу новое, боевое искусство, оказавшее огромное влияние на развитие мирового П Идейная целеустремленность, революционная страстность, высокий художественный уровень сделали П подлинно массовым средством агитации и политико-просветительской работы, эффективным оружием в борьбе за Советскую власть; в те же годы по инициативе В. В. Маяковского и М. М. Черемных возник новый вид П"Окна РОСТА". В 20-х — начале 30-х гг. важную роль в развитии советского П сыграли А. А. Дейнека, Г. Г. Клуцис, Л. М. Лисицкий, Ю. И. Пименов, А. М. Родченко, братья Стенберг, А. И. Страхов. Во время Великой Отечественной войны 1941— 45 П был действенным средством мобилизации народа на борьбу с врагом; в этот период, как и в послевоенные годы, большую роль в развитии советского П сыграли В. С. Иванов, Л. Ф. Голованов, А. А. Кокорекин, В. Б. Корецкий, Кукрыниксы, И. М. Тоидзе, Д. А. Шмаринов. В годы войны успешно работали над П коллективы "Окон ТАСС" и "Боевого карандаша", а также многие живописцы — А. А. Пластов, И. А. В. А. Серов и др. Со 2-й половины 1940-х гг. более интенсивно стало развиваться искусство П в союзных республиках; в 1960—70-е гг. наряду с политическим особенно широкое распространение получили П кинорекламный, театральный, выставочный, санитарно-просветительный, П по безопасности труда (работы Ю. Галкуса, С. И. Дацкевича, Д. А. Дундуа, В. С. Каракашева, О. М. Савостюка и Б. А. Успенского, Э. Шахтахтинской, Е. С. Цвика и др.). Весной 1974 решением Секретариата ЦК КПСС в Москве было создано издательство ЦК КПСС "П".

  Лит.: Полонский В., Русский революционный плакат, М., 1922; Тугендхольд Я., П на Западе, в его кн.: Художественная культура Запада, М.— Л., 1928; Бутник-Сиверский Б., Советский плакат эпохи гражданской войны. 1918—1921. (Библиографический указатель и исследование), М., 1960; Демосфенова Г., Нурок А., Шантыко Н., Советский политический плакат, М., 1962; (Ляхов В.), Советский рекламный плакат. Торговая реклама. Зрелищная реклама. 1917—1932, (М., 1972) (на рус., англ. и нем. яз.); Hutchison Н. ., The Poster. An illustrated history, . ., (1968); Hillier ., Histoire de l"affiche, ., (1970); Sehindler ., Monographie des Plakats, Münch., (1972).

  М. Л. Иоффе.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 24.04.2024 17:24:54