|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Пизано | Пизано (далее П) (Pisano), прозвище ряда итальянских скульпторов и архитекторов 13—14 вв. Никколо (Никола) П (около 1220, Апулия,— между 1278 и 1284, Тоскана), скульптор. Один из основоположников проторенессанса. Испытал воздействие южноиталийской и тосканской скульптуры, а также пластики позднеримских саркофагов. Рассматривая скульптуру как искусство тектонически равноправное с архитектурой, Никколо П создавал изображения, полные могучей силы; фигуры в них крепко стоят на земле, отличаясь величавой осанкой, массивностью и пластической осязаемостью форм (кафедры: баптистерия в Пизе (см. илл.) и собора в Сиене (см. илл.)). Джованни П (около 1245—50, Пиза,— после 1314), скульптор и архитектор. Сын, ученик и помощник Никколо П Около 1270—76, по-видимому, посетил где испытал влияние готической пластики. Скульптурным произведениям Джованни П (статуи на фасаде сиенского собора, 1284—99, кафедра в церкви Сант-Андреа в Пистое, окончена в 1301; обе работы — мрамор), проникнутым страстной эмоциональной напряженностью, присуще сочетание традиций проторенессансной пластики с готической по духу изломанностью контуров. Готическая струя преобладает и в архитектурном творчестве Джованни П (нижняя часть фасада сиенского собора, 1284—99). Андреа П (собственно Андреа да Понтедера; Andrea da Pontedera) (около 1290, Понтедера, Тоскана,— 1348 или 1349, Орвието), скульптор и архитектор. В его скульптурных работах (рельефы южных дверей флорентийского баптистерия, позолоченная бронза, 1330—36; рельефы и статуи кампанилы флорентийского собора, мрамор, 1337—43, ныне в Музее собора) ясность композиции (идущая от Джотто) сочетается с изысканной миниатюризацией форм, линеарностью и мягкой плавностью ритмов. Переплетение позднеготических и проторенессансных тенденций проявляется и в архитектурных произведениях Андреа П (руководство строительством кампанилы собора во Флоренции, 1337—43, и собора в Орвието, 1347—48). Нино П (около 1315, Пиза ,— 1368, там же ), скульптор, архитектор и ювелир. Сын и ученик Андреа П Для пластики Нино П ("Мадонна", мрамор, 1343—47, Музей собора, Орвието), впитавшей влияния французской готики, характерны -образный изгиб фигур, иррациональность линейных ритмов. Как архитектор продолжил строительство собора в Орвието после смерти отца.
Лит.: Лазарев В. Н., Происхождение итальянского Возрождения, т. 1—2, М., 1956— 59; Fasola G. ., Nicola Pisano, Roma, 1941; Toesca ., Andrea e Nino Pisani, Firenze, 1950; Mellini G. L., Giovanni Pisano, Mil., (1970).
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 23.12.2024 13:29:15
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|