Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Пиаже Жан

Пиаже (далее П) (Piaget) Жан (р. 9.8.1896, Невшатель), швейцарский психолог, создатель операциональной концепции интеллекта и эпистемологии генетической. Учился в университетах Невшателя, Цюриха и Парижа. Профессор университетов Невшателя (1926—29), Женевы (с 1929) и Лозанны (1937—54). Основатель Международного центра генетической эпистемологии в Париже (1955). Директор (с 1929) института Ж. Ж. Руссо в Женеве. В ранних работах (1921—25) ключом к пониманию мышления ребенка П. считал анализ детской речи ("Речь и мышление ребенка", рус. пер. 1932); при этом в качестве ведущего фактора интеллектуального развития рассматривались процессы социализации. В последующем источник формирования и развития детской мысли П. усматривает в действиях с вещами. Основным в проблеме соотношения социальной деятельности и индивидуального психологического развития становится для П. исследование систем операций интеллекта, являющихся одновременно логическими, психологическими и социальными. Согласно операциональной концепции интеллекта ("Психология интеллекта", 1946), функционирование и развитие психики совершаются в рамках адаптации индивида к среде — ассимиляции данного материала уже наличными у индивида схемами поведения, а также приспособления (аккомодации) этих схем к конкретным ситуациям. Высшей формой уравновешивания субъекта и объекта является образование т. н. операциональных структур. Операция, по П., представляет собой "внутреннее действие" субъекта, генетически производное от внешнего, предметного действия (см. Интериоризация) и скоординированное с др. действиями в определенную систему. П. выделил и детально исследовал четыре основные стадии развития интеллекта: сенсомоторную, дооперациональную, стадию конкретных операций, стадию формальных операций. На основе операциональной концепции П. проанализировал многие др. психические функции — восприятие, эмоции, функцию символического выражения и др. Синтез психологических и логических воззрений П. нашел выражение в концепции генетической эпистемологии, в основе которой лежит принцип возрастания инвариантности знания субъекта об объекте под влиянием изменения условий опыта. П. внес значительный вклад в психологию мышления, детскую психологию, в разработку проблем взаимоотношения психологии и логики; недостатки его концепции (переоценка роли логического в психологическом анализе мышления и др.) были подвергнуты критике в современной психологии.

  Соч.: construction du réel chez l"enfant, Neuchâtel — ., 1937; formation du symbole chez l"enfant, Neuchâtel — ., 1945; Le développement de la notion de temps chez l"enfant, ., 1946; Introduction à l"épistémologie génétique, v. 1—3, ., 1949—50; Le mécanismes perceptifs, ., 1961; Etudes sociologiques, Gen., 1965; psychologie et pédagogie, (., 1969); L"épistémologie génétique, ., 1970; в рус. пер.— Генезис элементарных логических структур, М., 1963 (совм. с Б. Инельдер); Избранные психологические труды, М., 1969 (лит.); Экспериментальная психология, в. 1—4, М., 1966—73 (ред. совместно с П. Фрессом).

  Лит.: Садовский В. Н., Юдин Э. Г., Ж. П — психолог, логик, философ, "Вопросы психологии", 1966, № 4; Флейвелл Д. Х., Генетическая психология Ж. П, пер. с англ., М., 1967.

  В. Н. Садовский.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 19.04.2024 07:54:08