Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Песня

Песня (далее П), наиболее распространенный род вокальной музыки. П подразделяются на народные (см. Народное творчество), профессиональные; они различаются также по жанрам, складу, формам исполнения и др. признакам (П революционная и бытовая, лирическая и гимническая, одноголосная и многоголосная, сольная и хоровая, с сопровождением и без него, П для профессиональных певцов и для массового исполнения). В некоторых языках термин "П" (немецкое Lied, французское шансон, английское song) применяется и к романсу. П свойствен особый тип связи музыки и слова. Мелодия П является обобщенным, итоговым выражением образного содержания текста в целом; в отличие от романса, она не связана с отдельными поэтическими образами или речевыми интонациями текста. При этом мелодия и текст подобны по структуре: они состоят из равных (а в музыке и одинаковых) построений — строф или куплетов (часто с рефреном — припевом). Внутреннее музыкальное членение также соответствует членению поэтической строфы. Благодаря этому мелодия песни может исполняться и с др. словами — при условии сохранения строфического строения и размера первоначального текста.

  Народная П существует у всех народов мира. Ее происхождение тесно связано с трудовыми процессами. В глубокой древности возникли обрядовые П: календарные (новогодние, весенние, купальские, жнивные и др.) и семейно-бытовые (родильные, свадебные, похоронные). Необрядовая лирическая П получила широкое развитие. Для большинства жанров народной П характерно строфическое строение. Повествовательная П заключают в себе многообразные сюжетные ситуации, повествование зачастую объединяется с монологом и диалогом; наиболее распространенная форма — П-монологи. Внутренний мир героя, эмоционально-психологическое содержание П часто иносказательно раскрывается посредством различных видов параллелизма и символики. Народная П оказала влияние на формирование литературной П Как жанр профессионального искусства П в настоящее время существует одновременно с народной.

  Многовековую историю имеет профессиональная П Творчество античных поэтов-лириков, создававших и стихи, и мелодии, творчество трубадуров и труверов, миннезингеров и мейстерзингеров, светская хоровая полифоническая П (шансон), различные формы бытовой сольной и ансамблевой П, гуситские песни, гимны гугенотов (см. Гимн), протестантские хоралы — таковы важнейшие этапы развития профессиональной П в европейских странах.

  Во 2-й половине 18 в. складывается камерная П-романс с сопровождением струнного клавишного инструмента. В годы Великой французской революции большого развития достигла массовая революционная песня, служившая пропаганде новых идей, призывавшая к борьбе с врагами революции. Возникшие в эту пору песни "Марсельеза" и "Са ира" ("Çа ira") сохранили значение и в последующее время в качестве художественных символов освободительной борьбы народа. В 19 в. песенные жанры занимают видное место, разветвляясь на романс и собственно П, грань между которыми не всегда легко установить. В тесной связи с ростом рабочего класса и активизацией его борьбы за свое освобождение развивается рабочая революционная П, исполнявшаяся на демонстрациях, митингах, в условиях подполья, каторги и ссылки. В числе наиболее известных революционных песен и гимнов, получивших распространение во всех странах мира, — французские "Интернационалы", польская "Варшавянка", итальянский "Гимн Гарибальди", испанский "Гимн Риего". Важную организующую и воспитательную функцию рабочая революционная П неизменно выполняла в России; большой известностью пользовались такие П, как "Смело, товарищи, в ногу", "Беснуйтесь, тираны", "Отречемся от старого мира" ("Рабочая марсельеза"). Особый подъем русской революционной П начался с 20 в., в предреволюционные годы и во время Великой Октябрьской социалистической революции. Наряду с народной П революционная П послужила одним из истоков советской массовой П (термин "массовая П" возник в послереволюционные годы). Массовая П чутко отражала важнейшие черты духовной жизни трудящихся на различных этапах истории страны. Она стала одним из ведущих жанров советского музыкального творчества, особенно в 30-е гг. и в период Великой Отечественной войны 1941—45, привлекла к себе внимание многих советских поэтов (М. Исаковский, В. Лебедев-Кумач, М. Светлов, А. Сурков, А. Фатьянов и др.), оказала большое влияние и на др. жанры — романс, оперу, кантату, киномузыку. Широкую известность приобрели "П о Родине" и "Каховка" Дунаевского, "Орленок" Белого, "Катюша" Блантера, "Священная война" А. В. Александрова, "Гимн демократической молодежи мира" Новикова, "Подмосковные вечера" Соловьева-Седого, "П о тревожной молодости" Пахмутовой, "Бухенвальдский набат" Мурадели, "Пусть всегда будет солнце" Островского и др. Многие массовые П получили распространение и за рубежом.

  С 20-х гг. подъем песенного жанра наблюдается и в др. европейских странах; он был вызван развитием общественного и революционного движения после Октябрьской революции 1917 (песни Х. Эйслера в Э. Шульгофа в Чехословакии и др.).

  Большого развития в 20 в. достигла эстрадная П, которая зачастую связана с джазом.

  С конца 40-х гг. в ряде стран возрождаются традиции "шансонье" — певцов, которые сами создают мелодии, а зачастую и слова своих песен (Ж. Брассенс, Ш. Азнавур во Б. Окуджава в СССР и др.). Современная зарубежная песня — эстрадная и массовая — очень неоднородна в идейном и художественном отношении. Испытывая отрицательное влияние "массовой культуры" ("поп-музыки" и др.), она в то же время в лучших своих образцах отражает прогрессивные общественные устремления, например движение молодежи за мир и социальный прогресс, выдвинувшее ряд популярных исполнителей П (Пит Сигер, Джоан Баэз в США и др.). Общественная, организующая роль П особенно ярко выступает на фестивалях демократической молодежи.

  Тексты: Чулков М. Д., Собрание разных песен, ч. 1—4, СПБ, 1770—74; Песни, собранные П В. Киреевским, в. 1—10, М., 1860—74; то же, новая серия, в. 1, М., 1911, в. 2, ч. 1—2, М., 1917—29; Соболевский А. И., Великорусские народные песни, т. 1—7, СПБ, 1895—1902; Песни русских рабочих, М.— Л., 1962; Русский героический эпос (былины), М., 1970; Поэзия крестьянских праздников, (сб. песен), Л., 1970.

  Лит.: Аничков Е. В., Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян, ч. 1—2, СПБ, 1903—05; Лафарг П, Свадебные песни и обычаи, в его кн.: Очерки по истории культуры, 2 изд., М.— Л., 1928; Веселовский А. Н., Историческая поэтика, Л., 1940; Чернышевский Н. Г., Песни разных народов, Полн. собр. соч., т. 2, М., 1949; Белинский В. Г., (Статьи о народной поэзии), Полн. собр. соч., т. 5, М., 1954; Бочаров А. Г., Советская массовая песня, М., 1956; Корев Ю. С., Советская массовая песня, М., 1956; Попова Т. В., Русское народное музыкальное творчество, в. 3, М., 1957, гл. 4; Пропп Я., Русский героический эпос, М., 1958; Друскин М. С., Русская революционная песня, Л., 1959; Сохор А. Н., Русская советская песня, Л., 1959; Гердер И. Г., Избр. соч., М.— Л., 1959; Васина-Гроссман В. А., Вокальные формы, 2 изд., М., 1963; Кулаковский Л. В., П, ее язык, структура, судьбы, М., 1962; Колпакова Н. П, Русская народная бытовая песня, М.— Л., 1962; Русская народная песня. Библиографический указатель. 1735-1945, М., 1962; Sydow A., Das Lied, Ursprung, Wesen und Wandel, Gött., (1962); Лазутин С. Г., Русские народные песни, М., 1965; Гегель Г. В. Ф., Эстетика, т. 3, М., 1971, с. 523-26.

  В. А. Васина-Гроссман, И. К. Галкина.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 22.12.2024 19:51:34