|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Пение | Пение (далее П) вокальное искусство, исполнение музыки голосом, искусство передавать средствами певческого голоса идейно-образное содержание музыкального произведения, один из древнейших видов музыкального искусства. П может быть со словами и без слов (см. Вокализация); сольным (одноголосным), ансамблевым (на два голоса — дуэт, на три — трио, на четыре — квартет и др.) и хоровым. Обычно П сопровождается инструментальным аккомпанементом, но может осуществляться и без него — а капелла. Основными жанрами П в классической музыке являются оперное П, связанное с драматическим действием, с театральным представлением, включающее в себя все виды вокального искусства, и камерное — исполнение романсов, песен, главным образом соло или небольшими ансамблями. В легкой музыке соответственно существуют жанр оперетты и эстрадный жанр, включающий множество стилей пения (в народной манере, говорком, нараспев, в микрофон и др.).
Для исполнения профессиональной музыки голос должен быть специально приспособлен и развит (см. Постановка голоса).
Существуют три основных типа построения вокальных мелодий и соответственно три манеры П: певучий стиль, где требуется широкое, плавное, связное П— кантилена, декламационный стиль, где П воспроизводит строение и интонации речи (речитативы, монологи), и колоратурный, где мелодия в известной мере отходит от слова и уснащается многими украшениями, пассажами, исполняемыми на отдельные гласные или слоги.
Различные национальные школы П характеризуются своим стилем исполнения, манерой звуковедения и характером певческого звука. Национальная школа П как исторически сложившееся стилистическое направление оформляется тогда, когда возникает национальная композиторская школа, выдвигающая перед певцами определенные художественно-исполнительские требования. В национальной манере П находят отражение исполнительские традиции, особенности языка, темперамент, характер и др. качества, типичные для данной национальности.
Первой европейской школой П была итальянская; она сложилась в начале 17 в. Выделяясь совершенной техникой бельканто и блестящими голосами, многие ее представители получили мировое признание. Вокальность итальянского языка и удобство для голоса итальянских мелодий позволяют максимально использовать возможности голосового аппарата. Итальянская школа выработала эталон классического звучания голоса, которому в основном следуют остальные национальные школы П Высокое совершенство итальянского певческого искусства оказало влияние на формирование и развитие др. национальных вокальных школ — французской, отличительную особенность которой составляют декламационные элементы, происходящие от распевной декламации актеров французской классической трагедии, немецкой, в своем развитии отвечавшей требованиям, которые ставила перед исполнителями вокальная музыка крупнейших немецких и австрийских композиторов, самобытной, ведущей начало от манеры исполнения народных песен, русской школы. Русская вокальная школа оформилась под влиянием художественных требований искусства русских композиторов-классиков М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, М. П Мусоргского, А. П Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, П И. Чайковского. Исполнительский стиль ее выдающихся представителей О. А. Петрова, Ф. И. Шаляпина, Л. В. Собинова, А. В. Неждановой и др. характеризовался мастерством драматической игры, простотой, задушевностью исполнения, умением сочетать пение с живым, психологически окрашенным словом. Традициям русской вокальной школы следует советская вокальная школа.
Лит.: Львов М. Л., Из истории вокального искусства, М., 1964; Морозов В. П, Тайны вокальной речи, Л., 1967; Назаренко И. К., Искусство пения, 3 изд., М., 1968; Дмитриев Л. Б., Основы вокальной методики, М., 1968; Лаури-Вольпи Дж., Вокальные параллели, пер. с итал., Л., 1972; Ewen D., Encyclopedia of the opera, . ., (1955).
Л. Б. Дмитриев. |
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 23.12.2024 12:04:49
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|