|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
 |
Педология | Педология (далее П) (от греч. páis, родительный падеж paidós - дитя и ...логия), буквально - наука о детях, фактически - совокупность психологических, анатомо-физиологических, биологических, социологических концепций развития ребенка, не представляющая целостной теории. В современной зарубежной науке термин "П" не употребляется; вопросы, включавшиеся в проблематику П, разрабатываются в общем русле развития детской и педагогической психологии. Возникновение П было вызвано проникновением в психологию и педагогику эволюционных идей и развитием прикладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики; первые работы педологического характера относятся к началу 20 в. (в зарубежных странах - Г. С. Холл, Дж. Болдуин, Э. Мейман, В. Прейер и др., в России - В. М. Бехтерев, Г. И. Россолимо, А. П Нечаев и др.).
В дореволюционной России П была представлена на съездах по педагогической. психологии (1906 и 1909) и экспериментальной педагогике (1910, 1913, 1916). После Октябрьской социалистической революции 1917 развилась сеть педологических учреждений, была издана обширная литература, проведены конференция (1927) и съезд педологов (1928), выходил журнал "П" (1928-32). К концу 20-х гг. П начала претендовать на роль "марксистской науки о детях", монополизируя право на изучение ребенка, оттесняя педагогику и поглощая психологию, анатомию и физиологию детского возраста.
Идеалистические и механистические установки П, ее антипсихологизм (в психологии она видела лишь науку о субъективном), чрезмерное увлечение научно необоснованными тестами, при помощи которых определялся так называемый коэффициент умственной одаренности учащихся, отрицательно сказались на психологии и педагогике и в особенности много вреда причинили школе. В этой связи еще в начале 30-х гг. многие положения П (проблемы предмета П, био- и социогенеза, тестов и др.) подверглись принципиальной содержательной критике. Критика характерного для П игнорирования собственной деятельности школьников и ведущей роли воспитания и обучения в развитии ребенка получила завершение в постановлении ЦК ВКП (б) от 4 июля 1936 "О педологических извращениях в системе наркомпросов". Резкие и по большей части справедливые критические выступления советских педагогов против П со ссылкой на это постановление нередко сопровождались отрицанием всего положительного, что было сделано советскими учеными (П П Блонским, Л. С. Выготским и др.), так или иначе связанными с П и действительно допускавшими серьезные ошибки, но вместе с тем творчески развивавшими педагогику и психологию.
Лит.: Петровский А. В., История советской психологии, М., 1967.
А. В. Петровский. |
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
 |
 |
 |
|
|
Новости 22.02.2025 20:37:27
|
|
|
 |
|
|
 |
 |
 |
|